Депутат выступила за создание кибердружин под патронатом Роскомнадзора для борьбы с «интернет-группами смерти».
Пиар на теме суицидов среди российских политиков продолжается. «Борьба с интернет-контентом, пропагандирующим подростковый суицид, станет эффективней, если этим будут заниматься неравнодушные молодые люди», — заявила вице-спикер Госдумы Ирина Яровая, недавно предложившая также расширить действующий состав статьи 110 Уголовного кодекса РФ о доведении до самоубийства. Согласно нынешней редакции, уголовная ответственность устанавливается по фактам жестокого обращения и систематического унижения человека, вице-спикер же предлагает учитывать «не имеющее материального завершенного состава» злодеяние, «когда доведение до самоубийства направленно на широкий круг лиц».
Она напомнила, что в настоящее время в интернете действует большое количество сайтов, где пропагандируется добровольная смерть или предоставляются разные услуги для самоубийства. Предлагается также совершенствовать механизм информирования правоохранительных органов о таком склонении детей к самоубийству. В законодательстве до сих пор нет обязанности Роскомнадзора незамедлительно информировать МВД о выявленном запрещенном контенте для того, чтобы правоохранители давали квалификацию соответствующих деяний. Естественно, первая мысль законотворцев — привлекать дешёвую, а лучше — бесплатную рабочую силу, которая займётся мониторингом на общественных началах. Почему-то госпожа Яровая уверена, что бескорыстные волонтёры, сбитые в кибердружины под патронатом Роскомнадзора будут эффективнее мониторящих Сеть правоохранителей, получающих за свою работу зарплату. Желание выполнять «за спасибо» распоряжения мутных организаций и одиозных политиков уже недавно было продемонстрировано при создании Лигой БезИнтернета региональных «киберказачьих» дружин. Но вице-спикер Яровая уверяет: «Сами молодые люди хотят бороться с этой бедой, они готовы выкорчёвывать из Сети очаги смерти».
Естественно, не удержалась от «благодатной» темы заместитель председателя Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Елена Мизулина, подготовившая обращение в Генпрокуратуру с просьбой проверить новые «группы смерти» на предмет нарушения законодательства. «Полагаю, что необходимо проверить эти сообщества. Я готовлю официальный запрос генпрокурору Юрию Чайке с просьбой провести прокурорскую проверку групп и аккаунтов в социальных сетях, и в случае выявления фактов нарушения законодательства принять меры прокурорского реагирования», — цитирует слова сенатора её пресс-служба.
По информации СМИ, в 2017 году в соцсетях начали распространяться хэштеги «синий кит», «разбуди меня в 4:20», «я в игре», «тихий дом», имеющее непосредственное отношение к истории с группами смерти в 2015 году. При этом сообщается, что в последнее время их создатели для своих целей стали активнее использовать Instagram. По данным Роскомнадзора, только в феврале 2017 года в этой соцсети было выявлено 433 ссылки с призывами к самоубийству. При этом всего с 2014 года была удалена 241 такая страница. Подчёркивается, что такой всплеск активности произошёл после того как администрация «ВКонтакте» заблокировала и удалила прежние теги опасных групп и активно продолжила борьбу с опасным контентом в Сети.
«Мы должны констатировать тот факт, что, несмотря на задержание в ноябре прошлого года администратора одной из «групп смерти» в социальных сетях, известного под ником «Филипп Лис», дело его живёт и процветает», — отмечает Елена Мизулина.
В который раз российские законотворцы предлагают бороться с последствиями, а не с причиной существующей в обществе проблемы, да ещё и легкомысленно уповая, что в авангарде будут «юноши бледные со взором горящим», которые сделают работу за силовиков в стране, по состоянию на 2014 год занимающей первое место в мире по количеству полицейских.
Хочется, конечно, увидеть сам законопроект, который на днях в Госдуме обсуждала рабочая группа по вопросам противодействия деятельности, связанной со склонением несовершеннолетних к суициду. Каким образом будет устанавливаться личность злоумышленника? Будет ли учитываться контекст беседы, скажем, двух приятелей, где один другому в сердцах пожелает чего-то нехорошего в жизни? Каким образом будет доказано, что на решение самоубийцы повлияла именно полученная в соцсети информация, а не, скажем, декриминализованные Госдумой в январе текущего года побои кого-то из родителей (это, конечно, «прелестно» — политики сначала создают почву для суицидов, а потом делают круглые глаза при просмотре страшной статистики)? Или и следовательские функции лягут на «киберволонтёров», с которыми в последнее время носятся все — от малофеевских апологетов китайского регулирования интернета до одиозных политиков?
Читайте также:
Политический пиар на крови. Не интернет убивает детей. Не цензура их спасает
?
То-о-чём-нельзя-говорить: Роспотребнадзор хочет запретить СМИ писать о суициде напрямую
?
Инкубатор сетевого надзора
?
Лига БезИнтернета подготовила законопроект, обязывающий провайдеров предфильтровать Рунет
?
«Опасная» статья интернет-издания CNews занесена Роскомнадзором в реестр запрещённой информации
The main news of the week in the field of law.
On December 23, 2022, the Ministry of Justice included Roskomsvoboda in the register of unregistered public associations performing the functions of a foreign agent. We disagree with this decision and are appealing it in court.