Банки будут снимать на видео лицо и записывать голос клиентов, сохраняя «биометрию» в Единой системе идентификации и аутентификации, а также предоставлять эти данные правоохранителям по их запросу.
Министерство внутренних дел и Федеральная служба безопасности России смогут получать биометрические данные россиян без их согласия. Информацию будет предоставлять оператор биометрической системы, которая нужна для получения финансовых и других услуг банков онлайн.
Биометрическая система – часть процесса удаленной идентификации россиян, который позволит им получать финансовые и другие услуги онлайн. Система должна работать так: клиент проходит первичную идентификацию – в банке, с паспортом. Банк отправляет его данные в Единую систему идентификации и аутентификации (ЕСИА, портал госуслуг), снимает на видео его лицо и записывает голос.
Эти данные и будут храниться в биометрической системе, а клиент сможет обратиться за онлайн-услугой любого банка – ему нужно будет только ввести логин и пароль учетной записи на портале госуслуг, затем – код из эсэмэски и с помощью камеры на компьютере или телефоне передать данные голоса и лица для сверки с системой.
Оператор биометрической системы будет предоставлять МВД и ФСБ сведения из системы, сказано в законопроекте о биометрической системе и удаленной идентификации граждан, который Госдума приняла во втором чтении. Порядок этого взаимодействия будет определять правительство.
Закон о персональных данных разрешает МВД собирать и обрабатывать биометрические персональные данные без согласия того, чьи эти данные, – для задач, возложенных именно на МВД, указывает управляющий партнер консалтингового агентства «Емельянников, Попова и партнеры» Михаил Емельянников. «В случаях с банками это не совсем правильно, – продолжает он, – обработка этих данных МВД не соответствует цели, заявленной при их сборе: для получения банковских услуг без явки в банк. Это не соответствует закону, он запрещает обрабатывать персональные данные с целями, не указанными при их сборе».
«У правоохранителей не будет сплошного доступа к этой системе, данные будут предоставлять по запросу. Доступ будет только на основании полномочий, которые определены законом для силовых структур», – объясняет председатель комитета Госдумы по финансовому рынку, соавтор законопроекта и председатель совета ассоциации банков «Россия» Анатолий Аксаков.
МВД заинтересовалось проектом удаленной идентификации в начале осени: министерство хотело стать оператором биометрической системы, этот вопрос обсуждался на совещании у первого зампреда правительства Игоря Шувалова, хотя еще в мае оператором системы был выбран «Ростелеком». В начале ноября представитель МВД сообщал, что проект концепции национальной системы биометрической идентификации проходил согласования в министерстве. Решено, что функции оператора будет выполнять «Ростелеком», говорит человек, знакомый с ходом обсуждения законопроекта.
У МВД есть база фотографий, отпечатков пальцев и радужной оболочки глаза, рассказывали участники проекта удаленной идентификации. «Если бы МВД передавало биометрические данные, а именно фотографии, в систему, это бы ускорило процесс ее наполнения», – говорил один из них.
Биометрические данные в обмен на онлайн-доступ к услугам — неравнозначная плата, считает президент Международной конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин, велика вероятность утечки: «Считайте, что они скоро будут у всех». В России проблема доступности финансовых услуг не стоит остро, полагает Янин, лучше обратиться в банк и не делиться данными — сложно предсказать, кто и как будет их использовать.
Читайте также:
Россиянам могут дать возможность проходить универсальную онлайн-идентификацию во всех банках
?
ФСБ даст интернет-сервисам 10 дней на предоставление ключей шифрования
?
Доступ к личной переписке от Telegram требует только Россия
?
Минкомсвязь предлагает разбить «пакет Яровой» на терабайты и гигабиты
The main news of the week in the field of law.
On December 23, 2022, the Ministry of Justice included Roskomsvoboda in the register of unregistered public associations performing the functions of a foreign agent. We disagree with this decision and are appealing it in court.