Совет безопасности намерен законодательно запретить закупку иностранного телеком-оборудования не только госструктурам, но и операторам, а также намерен организовать массовое производство продукции для IoT.
Совет безопасности России направил письмо в Минпромторг РФ с предложением с апреля 2018 года запретить закупки госструктурами иностранного телекоммуникационного оборудования. Сотовых операторов при работе с госорганами также могут обязать использовать российские разработки в области связи и интернета. Ожидается, что операторов «большой тройки» (МТС, «Билайн» и «МегаФон») также обяжут использовать российские разработки при работе с госорганами.
Кроме того, к началу февраля 2018 Совбез предлагает утвердить требования, согласно которым для строительства инфраструктуры связи за счет госбюджета должно использоваться отечественное телекоммуникационное оборудование.
В пример приводится программа подключения к высокоскоростному интернету малонаселенных пунктов страны, которую с 2014 года реализует «Ростелеком». Стоимость программы составляет 163 млрд рублей.
К февралю 2018 года Совбез предлагает правительству утвердить правила, по которым все операторы связи должны будут увеличить долю российского оборудования при работе с госорганами.
«Это позволило бы мотивировать и других участников рынка (операторов «большой тройки») приобретать телеком-оборудование российского происхождения», — отмечается в материалах Совета безопасности.
В «Мегафоне» рассказали, что компания уже использует отечественную кабельную продукцию, пассивные антенные устройства и оборудование транспортных сетей и готова увеличить применение российской продукции при наличии конкурентных решений. Пресс-секретарь «ВымпелКома» Анна Айбашева отказалась комментировать предложение. Представитель МТС не ответил на вопросы журналистов.
Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков и представитель Минпромторга не ответили на запросы издания. Источник, близкий к Совбезу, подтвердил, что в конце года пройдет заседание совета, посвященное защите информационной инфраструктуры.
Для обеспечения государственного суверенитета России уже в 2020 году сети российских операторов связи и центры обработки данных должны на 85% состоять из оборудования отечественного происхождения — такие предложения содержатся в «дорожной карте», подготовленной рабочей группой при администрации президента РФ в середине 2016 года.
Кроме этого, Совбез намерен обсудить «интернет вещей». В условиях ожидаемого массового использования этой технологии, Совет безопасности предлагает организовать «массовое производство» отечественных устройств для этого сегмента.
Концепция IoT подразумевает создание вычислительных сетей из различных устройств, которые могут взаимодействовать друг с другом — собирать, анализировать, распределять данные и самостоятельно принимать решения на основании такой информации. Эта технология может, в частности, использоваться для создания «умного» дома, в котором все устройства и датчики взаимодействуют друг с другом, «умного» транспорта — для сбора информации с автомобилей и ее анализа, а также промышленного интернета вещей — для оптимизации производственных процессов с помощью систем сбора и мониторинга данных.
По оценке директора по техническому развитию Фонда развития интернет-инициатив (ФРИИ) Сергея Алимбекова, в перспективе пяти—семи лет рынок IoT в России будет насчитывать более 400 млн устройств. На этот формат могут перейти приборы в сфере ЖКХ, энергетике, здравоохранении, транспорте, логистике, агропроме и других отраслях.
«Большинство IoT-устройств, используемых в России, производятся в Китае и на Тайване, — говорит Алимбеков. — При этом, если речь не идет о применении в критической инфраструктуре или на стратегических объектах со специальными требованиями к сертификации, в импорте устройств микроэлектроники нет ничего плохого — они приемлемы по цене и качественны, этими приборами пользуется весь мир».
По его мнению, в России необходимо наращивать производство устройств, которые требуют наукоемких технологий и используются в жестко регулируемых областях применения. «Производство бытовых и гражданских приборов можно посчитать простой арифметикой — 400 млн микросхем по цене не более 100 руб. даст объем 40 млрд руб. в перспективе семи лет, — отмечает он. — Будет ли это выгодно, решит рынок».
По словам директора по развитию «Группы Т-1» Игоря Хереша, все бытовые датчики и контроллеры, используемые сейчас в России, в основном производятся в Китае и на Тайване, а те, что применяются в промышленности, — в Швейцарии, США, Японии и других странах. «Мы как-то тестировали терминалы, которые сертифицированы и вполне легально поставляются для установки на автомобили в России. В одном из них обнаружили доверенный китайский номер, а значит, теоретически через сим-карту автомобилем может управлять кто-то посторонний», — рассказывает Хереш.
«Я надеюсь, что в России займутся массовым производством датчиков и контроллеров для интернета вещей — это перспективное направление. Если все приборы учета [в сфере ЖКХ] перевести на автоматическую работу и передачу данных — это будет порядка 200 млн устройств, то есть большой и перспективный рынок. А есть еще системы билетов на муниципальный транспорт, разнообразные кардиодатчики в медицине, системы контроля экологической обстановки, мониторинга захоронения мусора и др.», — перечисляет директор Ассоциации интернета вещей Андрей Колесников.
О заинтересованности «интернетом вещей» со стороны государства говорил и глава профильного комитета Госдумы Леонид Левин. По его словам, в ближайших задачах законотворцев регулирование этой отрасли, а также «Больших данных», blockchain и принятие закона о робототехнике.
Стоит также напомнить, что «интернета вещей» коснётся уже ставший притчей по языцех «пакет Яровой». Осенью прошлого года об этом говорил профильной подгруппы «Интернет + суверенитет» при администрации президента Илья Массух. По его словам, соответствующие поправки в законодательство могут быть подготовлены в 2017–2018 годах.
Вышеозначенные тенденции по регулированию столь важных отраслей совершенно очевидно выполняют задачи принятой в конце прошлого года Доктрины информационной безопасности, носящей весьма изоляционистский характер. Как и предполагала РосКомСвобода, дальнейшее принятие важных для интернет-отрасли регулирующих правовых норм будут воплощать в жизнь обозначенные в Доктрине положения.
Принятые этим летом крайне регрессивные законы о регулировании интернет-мессенджеров и запрете средств обхода государственных блокировок также ложатся в вышеозначенный формат жёсткого регулирования отрасли, которая без помощи государства вполне успешно регулировала себя сама и активно развивалась.
Читайте также:
Леонид Левин озвучил планы Госдумы зарегулировать всё, что хоть как-то связано с интернетом
?
Доктрина родила Стратегию, Стратегия родила Регулирование
?
Бремя расшифровки трафика пользователей операторы хотят переложить целиком на ФСБ
?
Интернет вещей сложат в «пакет Яровой»
?
ФСО хочет бесплатно пользоваться инфраструктурой любых операторов
The main news of the week in the field of law.
On December 23, 2022, the Ministry of Justice included Roskomsvoboda in the register of unregistered public associations performing the functions of a foreign agent. We disagree with this decision and are appealing it in court.