В июле Евдокию Романову по телефону вызвали на допрос в качестве свидетеля по одному из уголовных дел, но когда она пришла в полицию, ей предъявили обвинение.
Мировой суд Кировского района Самары вчера оштрафовал волонтера международной организации «Молодежная коалиция за сексуальные и репродуктивные права», члена регионального ЛГБТ-движения «Аверс» Евдокию Романову на 50 тысяч рублей. Ее сочли виновной по части 2 статьи 6.21 КоАП в «пропаганде нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних с применением сети Интернет».
Судебное заседание продолжалось пять часов и проходило в закрытом для прессы и зрителей режиме в целях «недопущения пропаганды ЛГБТ-отношений».
Дело ЛГБТ-активистки рассматривали в закрытом режиме в целях "недопущения пропаганды" https://t.co/OXxehI2Riu
— KasparovRu (@KasparovRu) 19 жовтня 2017 р.
Полиция «выманила» Романову на допрос в конце июля текущего года, сказав ей по телефону, что её хотят опросить в качестве свидетеля по одному из уголовных дел, находящихся в производстве. Когда она пришла в полицию, ей начали задавать вопросы о её собственной активности в социальных сетях — в фейсбуке и во «ВКонтакте». В тот же день Романовой предъявили обвинение по вышеуказанной статье.
В сентябре Романовой удалось выяснить, что поводом для обвинений являются репосты в фейсбуке и во ВКонтакте. Дело Романовой передали в Кировский районный суд Самары — и только тогда она впервые ознакомилась с полным текстом обвинения. Из него следовало, что Романова репостила ссылки, ведущие на сайт Молодежной коалиции за сексуальные и репродуктивные права, и расшаривала статьи об ЛГБТ-движении. Среди этих материалов — текст The Guardian о проведении в Ирландии референдума по поводу легализации однополых браков и статья BuzzFeed о проведении в Санкт-Петербурге выставки о российских ЛГБТ-подростках.
Всего в дело попали пять ссылок и репостов; четыре сделаны в 2015 году, один — в 2016-м. Согласно приложенной к материалам дела экспертизе, все они содержат «пропаганду нетрадиционных сексуальных отношений». Кроме того, в соответствии с лингвистической экспертизой, одна из публикаций (вышедшая на сайте Молодежной коалиции) направлена на «формирование нетрадиционных сексуальных установок», «создание привлекательного образа нетрадиционных сексуальных отношений» и «формирование искаженного представления о социальной равноценности традиционных и нетрадиционных отношений».
В «Аверсе» считают, что в действиях активистки нет признаков вменяемого ей правонарушения. В организации предположили, что внимание правоохранительных органов к Романовой связано с ее правозащитной деятельностью, выражается как давление и запугивание, не имеет законных оснований и не будет поддержано вышестоящими инстанциями.
Правозащитная организация Amnesty International начала кампанию в поддержку Романовой. Организация подготовила текст обращения к генпрокурору РФ Юрию Чайке, прокурору Самарской области Константину Букрееву и уполномоченному по правам человека в Самарской области Ольге Гальцовой с требованием снять обвинения с Романовой, призвать российские власти отменить закон о гей-пропаганде и прекратить преследование представителей ЛГБТ-сообщества. По словам Романовой, никакой реакции на эти обращения не было.
Закон о запрете пропаганды гомосексуализма был принят в 2013 году. Пропагандой нетрадиционных сексуальных отношений закон называет распространение информации, направленной на формирование у детей нетрадиционных сексуальных установок, привлекательности таких отношений, искаженного представления о социальной равноценности традиционных и нетрадиционных отношений, а также навязывание информации, вызывающей интерес к подобным отношениям.
В сентябре 2014 года Конституционный суд РФ признал законным запрет на пропаганду нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних. Данное решение было принято после рассмотрения жалобы, которую подали основатель движения московского гей-прайда Николай Алексеев, а также ЛГБТ-активисты Ярослав Евтушенко и Дмитрий Исаков.
В июне этого года, рассмотрев жалобу активистов ЛГБТ-движения Николая Баева, Алексея Киселева и Николая Алексеева, Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) решил , что российский закон о запрете пропаганды нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних нарушает право на свободу самовыражения и содержит дискриминацию. Суд признал, что российский закон нарушает ст.10 Европейской конвенции о правах человека. Она гласит, что «каждый имеет право свободно выражать свое мнение, это право включает свободу придерживаться своего мнения и свободу получать и распространять информацию и идеи без какого-либо вмешательства со стороны публичных властей и независимо от государственных границ».
В решении также говорится, что в связи с нарушением ст.10 имеет место также нарушение ст.14 конвенции. Статья называется «О запрещении дискриминации». «Пользование правами и свободами, признанными в настоящей конвенции, должно быть обеспечено без какой бы то ни было дискриминации по признаку пола, расы, цвета кожи, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, принадлежности к национальным меньшинствам, имущественного положения, рождения или по любым иным признакам», — говорится в ней.
Против этого решения проголосовал только судья от России в ЕСПЧ Дмитрий Дедов, который выступил с отдельным, особым мнением. В нем он отстаивал положение, что суд «серьезно не учитывал того факта, что частная жизнь детей важнее свободы самовыражения».
Читайте также:
Пирсинг и фото в соцсетях стали поводом для увольнения красноярской учительницы
?
Суд постановил — «Дети-404» не нужны…
?
Блогеры поддержали Руслана Соколовского и требуют отмены «экстремистской» 282-й статьи УК РФ
?
Отсидев два года за репост во ВКонтакте, инженер Бубеев выходит на свободу
?
За 1,5 года количество осужденных за онлайн-высказывания россиян увеличилось вдвое
The main news of the week in the field of law.
On December 23, 2022, the Ministry of Justice included Roskomsvoboda in the register of unregistered public associations performing the functions of a foreign agent. We disagree with this decision and are appealing it in court.