Представляющий интересы оператора связи «Фирма Связь» из Краснодарского края юрист Дмитрий Галушко рассказал нам суть спора с ФСБ и РКН, которая прошла мимо СМИ.
На днях РосКомСвобода опубликовала статью о деле интернет-провайдера из Ейска ООО «Фирма Связь», который оспаривает предписание управления Роскомнадзора по Южному федеральному округу об устранении нарушений. С нами связался юрист Дмитрий Галушко, который представляет интересы данного провайдера в суде и рассказал о подробностях дела, которые почему-то прошли мимо внимания СМИ, а также в корне меняют представление об этом споре.
В суде истец напомнил, что что Высший арбитражный суд в 2013 году постановил, что предписание должно соответствовать двум характеристикам: законности и исполнимости. Законность в данном случае — основа, и исполнимость должна отвечать ей. Под исполнимостью, сказано здесь же, следует понимать наличие реальной возможности лица, привлекаемого к ответственности, устранять выявленные нарушения. На это определение часто ссылался потом и Верховный суд РФ. Предписание должно содержать конкретные указания, однако в случае с “Фирмой Связь” такого сделано не было, и в суде истец попытался процедурно оспорить решение РКН и ФСБ.
По словам юриста, в этом решении суда речь не идёт о намерении принудить операторов ставить несертифицированное оборудование для исполнения “пакета Яровой” — насчёт этого уже многие суды вставали на сторону операторов, поэтому доказывать данный пункт нужды не было. А суть в том, чтоб доказать в суде незаконность требований ФСБ, а также бездействие Роскомнадзора, который не указал силовикам на это: «Российский суд неоднократно подтверждал, что установка на сеть оператора несертифицированного оборудования незаконна. Тем не менее, региональное УФСБ Краснодарского края, в нарушение этих норм, настаивало на покупке оператором несертифицированного оборудования трех рекомендованных производителей для исполнения закона Яровой”.
Более того, в решении суда ничего не сказано о том, что операторам разрешено ставить несертифицированное оборудование. По мнению Дмитрия, СМИ некорректно подали информацию о прошедшем суде, сделав акцент на выигрыше позиции Роскомнадзора, что якобы даёт ему и ФСБ право принуждать операторов ставить несертифицированное оборудование для исполнения «пакета Яровой». Простой бизнесмен, прочитав такую новость, а также посчитав стоимость реализации по ст.13 ФЗ №374-ФЗ от 06.06.19 (а это для сети передачи данных = от 500 тыс.руб. за каждый 1 Гб/с трафика), захочет избавиться от не приносящих прибыль активов, считает юрист:
«Однако, разобравшись по существу, получится как в той песне: «А не спеши ты нас хоронить!», и вот почему:
Оспаривалось требование подписать план реализации СОРМ по закону Яровой. Суд в решении вообще уклонился от исследования вопроса о незаконности установки несертифицированного оборудования, он лишь обошел в своем решении вопрос сертификации, поставив оператора в положение вынужденного нарушить ст.41 ФЗ «О связи». И это, кстати, повод для апелляции.
Российский суд неоднократно подтверждал, что установка на сеть оператора несертифицированного оборудования незаконна. Тем не менее, региональное УФСБ Краснодарского края, в нарушение этих норм, настаивало на подписании Плана СОРМ по исполнению закона Яровой без привязки к дате сертификации оборудования.
Также суд уклонился от нарушения, установленного п. 7 Правил взаимодействия Операторов с ФСБ, принципа совместного с Оператором (а не одностороннего от УФСБ) принятия решения по срокам реализации и выбору решения СОРМ.
Сроки внедрения технических средств по закону Яровой разнятся в зависимости от значимости и «опасности» региона. В частности многотерриториальные компании (территория обслуживания свыше 1 субъекта России), сначала подписывают с 12 Центром ФСБ России План СОРМ с датами реализации (где реализация поквартальная, начинается в течение полугода с даты подписания со столиц, Северного Кавказа), а затем прорабатывают технические решения в РО ФСБ. Это может продлиться некоторое время. Во всяком случае, есть примеры, когда органы ФСБ подписывают план СОРМ, со сроками, привязываясь к дате сертификации.
В итоге, любой Оператор связи обязан понимать, что путь сохранения бизнеса один: ссылаясь на закон, вести диалог с уполномоченными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность».
В решении суда почему-то никак не отражена правовая позиция оператора и его представителей, также подчёркивает Галушко. По мнению истца, орган Надзора над Связью обязан был оценить действия УФСБ, нарушающие Закон (в части несертификации), и не выдавать Предписание. В двух других делах по этому же спору о привлечении к административке, Апелляция отменила решения о штрафах на 60 т.р. по Делу-2 и и Делу-3, отказав Роскомнадзору в привлечении Оператора к административной ответственности.
.
The main news of the week in the field of law.
On December 23, 2022, the Ministry of Justice included Roskomsvoboda in the register of unregistered public associations performing the functions of a foreign agent. We disagree with this decision and are appealing it in court.