Это первая подобная жалоба в отношении России, а также в практике Европейского суда в целом.
Бывший замминистра энергетики оппозиционер Владимир Милов и общественный деятель Алена Попова обжаловали в Европейском суде по правам человека (ЕСПЧ) применение технологии распознавания лиц на митинге 29 сентября, сообщает РБК. По их мнению, система могла позволить мэрии и МВД собрать данные о тысячах сторонников оппозиции. Это первая подобная жалоба в отношении России, а также в практике ЕСПЧ в целом, рассказали в международной правозащитной группе в «Агоре», занимающейся этим делом. Также вполне возможно, что акция стала первым мероприятием в России, где применили массовое (а не точечное) распознавание лиц.
В конце сентября 2019 года после выборов в Мосгордуму на проспекте Сахарова состоялась акция протеста. Активисты заметили закреплённые на рамках металлоискателей на уровне человеческого роста камеры видеонаблюдения. Милов и Попова потребовали cуд оценить законность использования камер, ссылаясь на конституционный запрет на вмешательство в личную жизнь и на закон о защите персональных данных. Такое вмешательство в права граждан, считают они, было несоразмерно своим целям: перед митингом ничто не давало власти повод думать, что акция примет насильственный характер.
Ответчиками по искам были ДИТ мэрии Москвы, Роскомнадзор и ГУ МВД по столице. В суде они подтвердили оснащение камер технологией распознавания лиц, сказав, что система видеоаналитики «работает исключительно в интересах обеспечения безопасности жителей столицы». Савёловский и Тверской суды нашли использование распознавания лиц обоснованным и не нарушающим права граждан. Кроме того, как подчёркивал Савеловский суд, точность технологии составляет 65%, то есть говорить о безошибочной установке личности каждого человека в кадре нельзя. Мосгорсуд утвердил эти решения.
Информации о том, применялись ли потом против кого-либо собранные данные, нет, но «это и не является предметом спора», рассказали в «Агоре». По мнению заявителей, само применение такой технологии на протестном митинге говорит о нарушении нормы Европейской конвенции о недопустимости дискриминации (ст. 14), поскольку оно «не было политически нейтральным». Попова и Милов также заявляют о нарушении прав на эффективные средства правовой защиты (ст. 13): российские суды проигнорировали большинство их доводов.
Сейчас единственное известное на международном уровне судебное решение по использованию системы распознавания лиц – прошлогоднее постановление Высокого суда Англии и Уэльса по иску активиста Эда Бриджеса к главному констеблю полиции Южного Уэльса. В деле фигурирует очень точечная система поиска конкретных людей при наличии контроля и исследований независимых сторон. В этих условиях Высокий суд признал технологию законной, сейчас дело на апелляции. В России же механизмов контроля за использованием распознавания лиц не существует в принципе, говорят в «Агоре».
The main news of the week in the field of law.
On December 23, 2022, the Ministry of Justice included Roskomsvoboda in the register of unregistered public associations performing the functions of a foreign agent. We disagree with this decision and are appealing it in court.