Как сообщают «Ведомости», Верховный суд (ВС) разъяснил, как оценивать факты применения насилия или оскорблений к представителям власти. Несмотря на то что проект постановления «О некоторых вопросах судебной практики по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 317 (посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа), 318 (применение насилия в отношении представителя власти), 319 УК (оскорбление представителя власти) направлен в редакционную комиссию на доработку, концептуально пленум его одобрил. Прошлое постановление пленума на эту тему датируется 1989 г.
Проектом постановления пленума ВС разъясняется, что оскорбление представителя власти «состоит в публичном унижении чести и достоинства, затрагивающем его личностные и профессиональные качества, совершенном при исполнении или в связи с исполнением потерпевшим своих должностных обязанностей, выраженном в неприличной форме». Такое оскорбление может быть совершено посредством публичного высказывания ругательств в адрес потерпевшего или размещения «унижающих потерпевшего сведений» в СМИ или интернете.
Также оскорблением могут считаться другие публичные действия, унижающие честь и достоинство представителя власти, – срывание фирменного головного убора или погон – «при условии, что они не причинили физическую боль либо вред его здоровью». Оговаривается, что «обязательным условием уголовной ответственности за оскорбление представителя власти при исполнении им своих должностных обязанностей или в связи с их исполнением является публичный характер соответствующих противоправных действий».
Оговаривается, что «обязательным условием уголовной ответственности за оскорбление представителя власти при исполнении им своих должностных обязанностей или в связи с их исполнением является публичный характер соответствующих противоправных действий».
Юрист публичного права Key Consulting Group Владислав Радов считает, что практика по делам о преступлениях, связанных с публичным оскорблением представителей власти, не изменится, так как высшая судебная инстанция утверждает то толкование, которое уже воспринято и реализуется практикой сегодня.
С ним согласны юристы «Роскомсвободы». На практику привлечения россиян к ответственности за критику властей решение пленума ВС РФ никак не повлияет, считает наш первый эксперт.
Второй юрист отмечает, что представители власти, как и любой другой гражданин, вправе обратиться в суд для защиты чести и достоинства, поэтому ничего нового в этом нет. «Здесь важно заметить, видимо, что никаких повышенных стандартов в доказании унижения чести и достоинства нет, как например, в Европе», – уточняет он.
Глава юридической практики «Роскомсвободы» Саркис Дарбинян в расширенном комментарии сказал следующее:
«Позиция ВС РФ по сути никак особо не улучшает позицию самих пользователей. Публичный характер распространения устанавливается даже в случаях пересылки сообщений в закрытых чатах и группах. Такие случае уже были. Возможно, позиция ВС РФ поможет лишь при случаях, похожих на дело Клокова, бывшего сотрудника пункта управления главка МВД Москвы, которого обвинили в публичном распространении «фейков» о российской армии из-за приватного телефонного разговора с родственниками.
Под публичных характером распространения будет пониматься любое размещение оскорбительного контента, будь то текст, видео, фотография, футболка или какой-то мерч. Если вы в личных целях используете выражения или изображение и никому не показываете, то нарушения нет. Публичное распространение — определяющий признак».
«Репост видео, фотографий и иных изображений тоже будет признаваться публичным распространением», – подытоживает эксперт.
The main news of the week in the field of law.
On December 23, 2022, the Ministry of Justice included Roskomsvoboda in the register of unregistered public associations performing the functions of a foreign agent. We disagree with this decision and are appealing it in court.