Эксперты и простые пользователи Рунета считают, что «пакет Яровой» трудноисполним на практике, а в каких-то вопросах даже вреден.
Президент России Владимир Путин подписал крайне резонансный закон о тотальной слежке, вызвавший в Сети настоящее цунами, поскольку на него отреагировали как социальные сети, так и рынок.
Несмотря на почти апокалиптичные прогнозы экспертов в области интернета, а также операторов связи о технической невыполнимости требований по записи и хранению метаданных и звонков с перепиской, Государственная Дума приняла «антиэкстремистский» законопроект Яровой и Озерова, который к борьбе с экстремизмом, в общем-то, отношения никакого не имеет, и тут соцсети правы в своём сарказме:
Благодаря пакету Яровой террористы больше не напишут в твитор "пацаны, идём взорвёмся" и не устроят теракт, как они обычно делали раньше
— Сталингулаг (@StalinGulag) July 7, 2016
К тому же это станет настоящим наказанием для силовиков, которым придётся расшифровывать и протоколировать терабайты голосовых сообщений. Об этом накануне подписания Путиным законопроекта написал бывший сотрудник ФСБ, а ныне — правозащитник и топ-блогер Владислав Юсупов:
«В прошлом году, во время ознакомления с материалами дела в отношении сотрудника МВД, подделавшего мою подпись, я изучал целый том, содержавший сведения о местонахождении моего мобильника в течении трёх, кажется, дней. Ну, то есть, целый том — лишь метаданные (соединения, звонки, локация…).
200 страниц ненужной информации, где требующиеся данные занимали строчек пять. Следователь месяц все это переваривал и в текст переводил. И это при том, что делалось это по моей инициативе и с предоставлением всей интересующей следствие информации.
А вот мой клиент, которого «вели» в течение двух месяцев и взяли с амфетамином, никакого разрешения на подобные действия, разумеется, не давал. В итоге, имелось 20 с лишним томов текстовой распечатки прослушки его телефона (там же СМС) из которых 7 отдельно были переведены на русский с татарского. Переводчики, лингвисты, технари, плюс — кто-то переписывал прослушанные разговоры на бумагу — десятки людей было задействовано…год шло следствие, год с лишним — суд.
Самое удивительное, что никакого толку от всей этой колоссальной работы не было — ни в одном из разговоров ни разу не говорилось о наркотиках.
Поэтому, я вполне себе представляю какую подлянку подложили операм и следакам новым законом».
.
Поэтому когда работники силовых структур начнут постепенно сходить с ума от работы над хронометрированием и отекстовкой оперативного материала, им будет кого «благодарить».
Никакие предостережения профессионалов в итоге не подействовали ни на сознание сенаторов в Совете Федераций, ни, как видим, на настроение Владимира Владимировича. Ответственность за выполнение сомнительного законопроекта Президент предусмотрительно переложил на плечи правительства, Минпромторга и ФСБ. От ведомства уже привыкшего говорить непопулярные вещи Дмитрия Медведева Президент потребовал обратить внимание на
«применение норм Федерального закона об ответственности за использование на сетях связи и (или) при передаче сообщений в информационно-телекоммуникационной сети Интернет несертифицированных средств кодирования (шифрования)»;
«разработку и ведение уполномоченным органом в области обеспечения безопасности Российской Федерации реестра организаторов распространения информации в сети Интернет, предоставляющих по запросу уполномоченных ведомств информацию, необходимую для декодирования принимаемых, передаваемых, доставляемых и (или) обрабатываемых электронных сообщений в случае их дополнительного кодирования»;
«применение норм Федерального закона о прекращении оказания услуг связи в случае неподтверждения соответствия персональных данных фактических пользователей услуг связи сведениям, указанным в абонентских договорах».
.
Минпромторгу России совместно с Минкомсвязи России Путин поручил
«провести анализ и представить предложения в части возможности, сроков и объёмов финансовых затрат в целях организации производства отечественного оборудования и создания отечественного программного обеспечения, необходимого для хранения и обработки голосовой информации, письменного текста, изображений, звуков, видео- или иных электронных сообщений пользователей сети Интернет и информации об этих пользователях, с указанием конкретных производственных площадок в Российской Федерации».
.
ФСБ России поручено
«утвердить порядок сертификации средств кодирования (шифрования) при передаче сообщений в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, определив перечень средств, подлежащих сертификации, а также порядок передачи ключей шифрования в адрес уполномоченного органа в области обеспечения безопасности Российской Федерации».
.
Всё это можно охарактеризовать в одном предложении: «Мы придумали проблему, а вы вертитесь, как хотите», поскольку уже неоднократно писалось: никто из заграничных ИТ-компаний никаких шифров или кодов предоставлять не будет; создание требующихся для хранения почти двух тысяч эксабайт информации потребует колоссальных финансовых затрат; таких мощностей на данный момент ещё даже не произведено не просто в России, но и во всём мире. А касаемо шифрования, разве что только таким способом попробовать разговаривать с заграничными компаниями:
Есть ключи шифрования в интернете? А если найду?
— Анатолий Кравченко (@tikaipo) July 7, 2016
Но что они ответят при этом, уже понятно и непрофессионалу в области международной дипломатии. Были в соцсетях ещё и такие советы:
предлагаю ФСБ сделать большую связку для ключей, пусть все операторы идут туда и вешают свои ключи :)
— Mitchman (@michkovsky) July 7, 2016
.
И, кстати… Так, маленькое лирическое отступление — принятый Госдумой, одобренный СовФедом и подписанный Президентом законопроект попросту антиконституционен.
"Гарант конституции" подписал "закон", который нарушает статьи той самой конституции. В ответ народ кое-где в интернете пишет гадости
— Vasily Oblomov (@VS_Oblomov) July 7, 2016
.
Не нужно быть Вангой, чтобы понимать, как «непросто» станет сразу всем. Тем более, опыт создания заведомо странных и невыполнимых инициатив у России уже есть, плачевным итогом которого было чистосердечное признание ведомства в своём полном бессилии с последующей просьбой переложить почётную инициативу в совершении заведомых глупостей по штрафованию кафе за анонимные Wi-fi на кого-то другого. В случае с законом о тотальной слежке всё будет гораздо масштабнее. Так что готовьтесь, товарищи из взявших под козырёк ведомств.
Накануне одобрения Путиным закона о слежке сразу стали с разных сторон возникать голоса, в которых явно обнаруживаются отзвуки пилы, об особой обработке записываемых данных и перевода их в более сжатый вид. Можно только пожелать удачи будущим следователям, которым придётся прослушивать часы хрипяще-шипящих разговоров, а также копаться в какой-нибудь заархивированной абракадабре под названием «ЪычВампыАИаПфсыукчпипк.rar», не поддающейся без полного прочтения никакому анализу. Если господа стартаперы видят в этом возможность некоего быстрого поиска, оптимизированной обработки массива по ключевым словам, то окей — вперёд и с песней, только желательно сразу организовать трансляцию всего процесса по телевидению и подавать это как ежевечернее юмористическое шоу.
Из данного ведомствам поручения также вытекает, что Владимир Владимирович поручил выполнять «антитеррористический» закон с помощью отечественного ПО и «железа». Безусловно, хочется быть патриотом российской техники, однако лучше всего о состоянии нашей электронной продукции сказано в этом твитте:
Представил себе о отечественный винчестер для хранения трафика. Немного полегчало
— Vladimir Kharitonov (@v_x) July 7, 2016
.
К тому же Владимир Владимирович, наверное, не знает — даже считающееся российским оборудование, используемое отечественными госкомпаниями, зачастую собирается из китайских комплектующих. Да, они друзья, но всё же…
Поразительное единодушие в поддержке закона после подписи Президента вдруг обнаружилось в рядах российских чиновников. Ещё недавно заявлявший о росте тарифов на связь до 300% министр связи Николай Никифоров, сегодня призывает «узбагоиться», не ждать роста тарифов на сотовую связь из-за касающихся хранения данных поправок «антитеррористического пакета» в 2016 году. По его словам, это связано с тем, что норма вступит в силу только в 2018 году:
«Срок вступления в силу самой резонансной нормы, касающейся вопросов хранения данных пользователей, отнесен на 2018 год. Необходимый порядок хранения данных будет определен правительством РФ. Исходя из этого, можно с уверенностью заявить: в 2016 году не ожидается повышения цен на услуги связи в результате принятия пакета антитеррористических законов».
.
Ранее маловнятный в своей позиции по законопроекту Яровой-Озерова советник Президента по вопросам интернета Герман Клименко заявил, что во всём виноваты операторы связи:
«Они теперь ведут себя как Яровая. Она не проконсультировалась с отраслью, и меня все «пинали» — почему вы не выступили в защиту несчастных операторов, даже пришлось говорить. А сейчас операторы сами вышли в фазу личных договоренностей».
.
Что ж, спасибо вам за «мужество», господа чиновники!
Рынок на подписание скандального законопроекта отреагировал моментально. Упали акции операторов мобильной связи МТС и «МегаФона»:
.
Ранее критически отнесшийся к одобрению закона о слежке СовФедом политэмигрант Эдвард Сноуден назвал принятие закона Яровой черным днем для России:
«Путин подписал репрессивный закон, который не только нарушает права человека, но и противоречит здравому смыслу»
«Меня спрашивают, не опасаюсь ли я расплаты за свою критику. Опасаюсь. Но это не мешало мне критиковать Белый дом, и я не прекращу свою критику и здесь».
Signing the #BigBrother law must be condemned. Beyond political and constitution consequences, it is also a $33b+ tax on Russia's internet.
— Edward Snowden (@Snowden) July 7, 2016
People ask if I fear retaliation for my criticism. I do. But it did not stop me from criticizing the @WhiteHouse, and will not stop me here.
— Edward Snowden (@Snowden) July 7, 2016
.
Практически сразу после подписания наиболее весомо принятие скандального закона прокомментировал один из создателей Общества Защиты Интернета (ОЗИ) Леонид Волков:
«Путин не просто подписал пакет Яровой, он еще и поручил (цитирую) «ФСБ РФ утвердить порядок сертификации средств шифрования при передаче сообщений в сети Интернет, определив перечень средств, подлежащих сертификации, а также порядок передачи ключей шифрования в адрес уполномоченного органа в области обеспечения безопасности Российской Федерации» (то есть ФСБ).
Это вот прямо ШТОААААА!?
1. Еще раз показывает, насколько они (старички из Совбеза) вообще не понимают в технологиях. То есть с одной стороны прямым текстом они говорят, что «мы хотим, чтобы ФСБ умело все расшифровывать и читать», с другой стороны просто не понимают, что ключи — у пользователей, а не у операторов. И им, кажется, так никто и не рассказал.
Много раз уже писал — им бы пиво пить на лавочке у себя в Питере в подворотне и в домино играть, вот ровно их уровень доморощенных конспирологов, воспитанных на Холодной войне.2. Еще раз показывает, насколько они не знают свою собственную нормативную базу и вообще ничего не знают. Поручение ФСБ утвердить порядок сертификации средств шифрования — невероятно! Ничего, что система сертификации средств шифрования РОСС.RU.0001.030001 в России существует с ноября 1993 года (!), а известный Указ Президента РФ №334 «О мерах по соблюдению законности в области разработки, производства, реализации и эксплуатации шифровальных средств, а также предоставления услуг в области шифрования информации» был подписан 3 апреля 1995 года?
Нет, конечно, с тех пор вся эта нормативная база развивалась, появилась куча новых документов, но в целом порядок сертификации средств шифрования существует уже более 20 лет.3. Ну и совершенно открытым текстом они признаются — в чем цель пакета Яровой. Это в первую очередь поход за мессенджерами. Попытка создать полноценную систему перлюстрации переписки в мессенджерах и соцсетях. Для этого надо вдруг создать некую «новую» систему сертификации шифрсредств и организовать сбор ключей (невозможный технически, но кого волнует!).
В связи с этим напомню, конечно.
Статья 23
1. Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени.
2. Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения.Статья 24
1. Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются».
.
О невозможности исполнения закона уже только из-за технической безграмотности писали сегодня многие владеющие вопросом современных технологий блогеры и IT-специалисты. Если провести даже беглый анализ того, что говорят эксперты, возникает ощущение, что этот закон — диверсия, которую нам подкинули неведомые враги для обвала экономики, организации паралича права и полной дезориентации силовых ведомств.
На сайте госуслуг создана петиция об отмене безграмотного и антиконституционного закона о тотальной слежке — подписывайте и передайте другому!
Слежка за всеми гражданами России, естественно, будет реализована за счет самих граждан России.
Через наши налоги и через повышение тарифов— РосКомСвобода (@RuBlackListNET) July 7, 2016
Ну что ж, пора всем пользователям переходить в очередной класс интернет-грамотности — чтить прайваси и осваивать криптографию.
Поможем!— РосКомСвобода (@RuBlackListNET) July 7, 2016
Хронология внедрения законопроекта о тотальной слежке:
«Антиэкстремистский» законопроект, вводящий тотальную слежку, готовится к первому чтению в Госдуме
Общественная кампания против слежки — #1984LIVE
Совет Федерации одобрит «пакет Яровой», — Валентина Матвиенко
На страну надевают «пакет Яровой»
Чуда не произошло — Совет Федерации одобрил закон о тотальной слежке за россиянами
Во сколько нам обойдётся закон о слежке, подсчитает #Яркулятор
Путин подписал закон о тотальной слежке
_____
The main news of the week in the field of law.
On December 23, 2022, the Ministry of Justice included Roskomsvoboda in the register of unregistered public associations performing the functions of a foreign agent. We disagree with this decision and are appealing it in court.