Законопроект, обязывающий администрацию соцсетей удалять контент по заявлению любого пользователя, не вписывается в повестку президентской кампании.
Комитет Госдумы по информполитике вновь не стал включать в повестку ближайшего заседания законопроект, который обязывает соцсети под угрозой штрафа до 50 млн рублей удалять противоправный контент по заявлению любого пользователя. Авторы инициативы единороссы Сергей Боярский и Андрей Альшевских собирались за лето его скорректировать и представить в начале осенней сессии Госдумы из-за отрицательной позиции государственно-правового управления Президента. В администрации президента и Белом доме считают, что блокировать или удалять сообщения в соцсетях нужно только по решению суда, за исключением случаев, которые уже описаны в законе.
Но вносить изменения впоследствии отказались сами депутаты, о чём в середине сентября текущего года сказал один из соавторов законопроекта, Андрей Альшевских. Оба депутата настаивали на том, чтобы его концепция была одобрена, а все изменения будут внесены уже ко второму чтению.
Комитет по информационной политике в первом чтении проект принять уже рекомендовал, а его глава Леонид Левин сообщил, что у инициаторов жёсткого регулирования соцсетей есть время до 30 сентября для перенесения без отзыва, и комитет готов подождать. Как видим, сроки томительного ожидания изменений сомнительного законопроекта уже истекли.
Сейчас же, по словам Левина, первоочередной задачей комитета является принятие бюджета в I и II чтениях, а к обсуждению проекта вышеупомянутого закона «депутаты вернутся, когда позволит график работы».
Единоросс Сергей Боярский сказал, что «прекрасно понимает приоритетность бюджетного процесса». «Тянуть одеяло на себя я не буду. Как только появится возможность рассмотреть в спокойном режиме столь важную и необходимую инициативу, мы сразу попросим комитет вернуться к законопроекту»,— добавил он.
По мнению замдиректора Центра политической конъюнктуры Олега Игнатова, этот законопроект не вписывается в повестку предвыборной президентской гонки: «Власти нет смысла провоцировать новые конфликты с молодежной аудиторией в ситуации, когда поиск точек соприкосновения с этой частью электората является одной из центральных линий кампании».
Политолог допускает как сценарий, при котором «законопроект будет окончательно отправлен на антресоль», так и «какие-то попытки его актуализации со стороны авторов, которые хотели подыгрывать силовикам», но сейчас в нём нет никакого смысла.
Напомним, данный законопроект является своего рода калькой с недавно вступившего в силу в Германии закона NetzDG («охрана прав в соцсетях»), обязывающий крупнейшие социальные сети, у которых более 2 миллионов пользователей в Германии, удалять посты с «откровенно незаконным» разжиганием ненависти в течение 24 часов, после того, как об этом сообщили администрации сети. Закон вызвал как в самой ФРГ, так и за её пределами бурные дискуссии, поскольку он не только посягает на свободу слова, но и трудноисполним — владельцы соцсетей могут просто не пойти на сотрудничество с немецкими властями, а блокировать по этой причине популярные платформы правительство Германии вряд ли решится.
Но несмотря на некоторую похожесть, законопроект Боярского-Альшевских имеет с NetzDG ряд принципиальных отличий. Немецкий закон фактически не изменяет то, что уже, согласно УК, считается в Германии разжиганием ненависти. Например, запрещается использование нацистских символов, равно как и символов и флагов некоторых экстремистских групп, — а над блокировкой подобного контента соцсети работают уже достаточно давно.
Кроме этого, Альшеских и Боярский предлагают наказывать не только за непосредственно само «разжигание» той или иной вражды, но и за распространение недостоверной и порочащей честь и достоинство другого лица или его репутации информации. Также российским законопроектом предлагается создание на территории Российской Федерации представительства оператора социальной сети, хранение в течение трех месяцев удалённой информации, и ежеквартальное составление отчета о рассмотрении заявлений и установление других маловыполнимых требований.
Читайте также:
Единороссы внесли в Госдуму законопроект, жёстко регулирующий деятельность соцсетей
?
Законопроект о жёстком регулировании соцсетей рекомендовано принять в I чтении
?
В Германии вступил в силу закон о крупных штрафах для соцсетей
?
Система предфильтрации всея Руси
?
Цензура Facebook заставила Викиновости отказаться от сотрудничества
The main news of the week in the field of law.
On December 23, 2022, the Ministry of Justice included Roskomsvoboda in the register of unregistered public associations performing the functions of a foreign agent. We disagree with this decision and are appealing it in court.