Новый правовой акт вносит поправки в ГК РФ, которыми регулируются так называемые «быстрые сделки», заключаемые в интернете в один клик – смарт-контракты, а также решает вопрос о легализации сбора и обработки значительных массивов обезличенной информации (big data).
Госдума приняла в третьем чтении законопроект, внесенный спикером Вячеславом Володиным и главой думского комитета по государственному строительству и законодательству Павлом Крашенинниковым №424632-7 «О цифровых правах», которым вносятся изменения в части первую, вторую и статью 1124 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации. Проект закрепляет в законодательстве России базовое понятие «цифровое право», вводя в Гражданский кодекс статью 141.1 «Цифровые права». Под определение «цифрового права» будет подпадать существующий на данный момент термин «токен».
«Цифровыми правами признаются названные в таком качестве в законе обязательственные и иные права, содержание и условия осуществления которых определяются в соответствии с правилами информационной системы, отвечающей установленным законом признакам. Осуществление, распоряжение, в том числе передача, залог, обременение цифрового права другими способами или ограничение распоряжения цифровым правом возможны только в информационной системе без обращения к третьему лицу», — говорится в финальной версии законопроекта.
По словам Крашенинникова, закрепление понятия «цифровое право» в Гражданском кодексе позволит определить его место в системе объектов гражданских прав, допустить оборот этого объекта, в том числе куплю-продажу, а также предоставить гражданам и юридическим лицам защиту по сделкам с цифровыми правами.
Для облегчения совершения сделок с цифровыми правами законопроектом также совершенствуются правила гражданского законодательства о форме сделок, в том числе договоров. В частности, предлагается приравнять к простой письменной форме сделки выражение лицом своей воли с помощью электронных или других аналогичных технических средств. Кроме того, проектом закона вносится определенность в сферу использования «самоисполняемых» сделок, так называемых смарт-контрактов.
Также законопроект дает ряд других определений в цифровой экономике, в том числе о легализации сбора и обработки значительных массивов обезличенной информации (big data), для чего в новой статье 783.1 Гражданского кодекса вводится конструкция договора об оказании услуг по предоставлению информации. При этом закрепляется, что, согласно интересам сторон сделки, договором может предусматриваться обязанность не совершать действия, в результате которых передаваемая информация может быть раскрыта третьим лицам.
«Не допускается составление завещания с использованием электронных либо иных технических средств», — гласит поправка в пункт 1 статьи 1124 части третьей ГК РФ.
В версии первого чтения в законопроекте шла речь, среди прочего, о криптовалюте. «Ко второму чтению мы все-таки договорились, что криптовалюту трогать не будем, и ее в законопроекте нет», — пояснял этот шаг Крашенинников. Но этот вопрос, по мнению депутатов, все равно нуждается в регулировании. «Мы до сих пор считаем, что крипотовалюта может быть в ряде случаев объектом наследования, объектом банкротной массы, конкурсной массы», — пояснил парламентарий. Так что к этому вопросу в Госдуме обаятельно вернутся.
Перед голосованием в третьем чтении с докладом выступил Крашенинников, отметивший, что это первый законопроект, касающийся цифровизации страны, вводящий цифровое право в законодательное поле.
«Технологические вопросы будут решаться в других законодательных актах», — заверил он, выразив также надежду, что они будут приняты в ближайшее время.
Затем глава комитета по госстроительству и законодательству попросил депутатов «вернуться во второе чтение» в связи с тем, что вот буквально недавно были согласованы поправки с Правительством и Администрацией Президента (АП). После чего Вячеслав Володин вернул законопроект в процедуру второго чтения. У парламентариев не было никаких вопросов ни к процедуре, ни к поправкам, и «в новом втором чтении» законопроект был принят единогласно.
Затем Крашенинников напомнил, что предлагаемые законопроектом изменения не будут иметь обратной силы, нормы документа начнут действовать с 1 октября 2019 года, замечаний юридико-техничекого характера нет.
Перед голосованием в III чтении слово взял представитель «Справедливой России» Анатолий Аксаков, подчеркнувший «значимость принимаемого закона», а также необходимость скорейшей цифровизации всех отраслей экономики, политики и не только их. Кроме этого, Аксаков выразил надежду, что законодательные нормы, касающиеся регулирования цифровых финансовых активов будут приняты в ближайшее время.
Больше никаких дискуссий и обсуждений не было, законопроект был окончательно принят единогласно.
The main news of the week in the field of law.
On December 23, 2022, the Ministry of Justice included Roskomsvoboda in the register of unregistered public associations performing the functions of a foreign agent. We disagree with this decision and are appealing it in court.