3 March 2017

Жизнеспособность «пакета Яровой» проверят с помощью тестов

Операторам предстоит опробовать способы сбора и хранения пользовательского интернет-трафика, содержания телефонных разговоров и sms.

Рабочая группа «Связь и IT» экспертного совета при правительстве разрабатывает предложения по тестовым испытаниям реализации «пакета Яровой», сообщила вчера куратор рабочей группы Ирина Левова. Они позволят сделать выводы о стоимости реализации закона, сказал директор департамента управления регуляторными рисками МТС Андрей Рего.

Создание некоей «пилотной зоны» для реализации требований федерального закона 374-ФЗ, напомним, обсуждалось ещё в середине февраля текущего года на совещании в Правительстве под председательством вице-премьера РФ Аркадия Дворковича, в котором участвовали представители российских ведомств и сотовых операторов. По мнению уже одобривших эту идею представителей «Мегафона» и МТС, это позволит и операторам связи, и производителям оборудования получить информацию о технической возможности реализации этого закона, а также понять, насколько вообще приоритетны различные типы хранимой информации. Идея о пилотной реализации проекта была озвучена министром по вопросам Открытого правительства РФ Михаилом Абызовым на заседании экспертной рабочей группы федерального уровня, которая рассматривала общественную инициативу об отмене «закона Яровой» в январе 2017 года.

В испытаниях, которые наметила рабочая группа «Связь и IT», должны принять участие минимум десять операторов связи и пять интернет-площадок — организаторов распространения информации в интернете, говорится в проекте предложений рабочей группы. Операторы предлагали протестировать реализацию «закона Яровой» на территории трех-четырех регионов страны. Место тестирования будет определяться госорганами, отметил источник, близкий к одной из сотовых компаний. Пилотные регионы могут располагаться в нескольких крупных городах, находящихся недалеко от столицы, с хорошо развитой инфраструктурой передачи данных, считает гендиректор «ТМТ Консалтинг» Константин Анкилов.

Технические испытания предложено провести до 1 августа 2017 года, результаты будут переданы в правительство и администрацию президента. При этом Минкомсвязи, Минпромторгу и ФСБ эксперты предложили до 1 октября утвердить требования к оборудованию связи, необходимые для реализации «закона Яровой», а также порядок, сроки и объем хранения информации операторами связи и интернет-компаниями. Сейчас «закон Яровой» обязывает интернет-компании хранить информацию о фактах приема и передачи данных не менее одного года, а операторов связи — три года. Само содержание сообщений, включая текст, голос, изображения и видео, компании должны будут хранить до шести месяцев.

Ранее в Минкомсвязи предложили освободить операторов от хранения «тяжелого» контента, прежде всего видео. Но даже кратное сокращение объемов хранимой информации станет неподъемной задачей как для крупных, так и для малых компаний, считает Андрей Рего. «Более приемлемо будет обсуждать вопрос о хранении голосовой информации и информации в виде СМС-сообщений, которые идут по подвижным сетям радиотелефонной связи»,— считает господин Рего. С этим согласился руководитель по взаимодействию с федеральными органами исполнительной власти «Вымпелкома» Виталий Недыхалов.

Затраты операторов связи на реализацию «закона Яровой» эксперты предложили оплатить государству. Необходимые средства Минкомсвязи рекомендовали «предусмотреть в бюджете на 2018-2019 годы», следует из проекта.

Представитель МТС подтвердил, что компания принимала участие в разработке этих предложений. Проект готовы обсуждать в «Вымпелкоме» и «МегаФоне», сообщили представители этих операторов. В «Яндексе» отказались от комментариев.

Источник, близкий к операторам связи, поддерживает инициативу экспертов по предварительному тестированию хранения пользовательских данных операторами: «Закон настолько сложен для исполнения, что операторам просто необходима пилотная зона, которая поможет понять, как в дальнейшем распространять его действие на всю страну».

Как мы уже писали ранее, «пакет Яровой» стал своеобразным бременем на шее как властей, так и отраслевиков. От него нельзя отказаться, поскольку это поставит под сомнение компетентность всех, кто в прошлом году активно проталкивал его в жизнь, хотя, на наш взгляд, это было бы самым оптимальным вариантом, который сэкономил бы время, нервы и деньги, которых, как всегда, нет, поэтому приходится держаться. Невольные заложники принятого закона, госслужащие и работники смежных ведомств, ещё не один раз будут ломать голову над техническими решениями неисполнимых «хотелок» апологетов введения цензуры в России и тотального контроля за пользователями. Можем только посочувствовать, что внятным людям приходится в ущерб полезным делам заниматься разъяснением очевидных вещей малокомпетентным людям во власти. Вспоминая то упрямство, с которым лоббисты «пакета Яровой» отметали аргументацию экспертов, можно сделать вывод, что даже самые печальные итоги будущего тестирования не остановят власти в желании дальше носиться со своим «пакетом», пока от него уже все окончательно не устанут и можно будет под шумок какой-нибудь очередной раскрученной в СМИ истерии убрать «куда-нибудь подальше на антресоли» и забыть, как старый чемодан без ручки.

Читайте также:

«Прыжок веры» пакета Яровой
?
Минкомсвязь готовит для операторов новые правила эксплуатации СОРМ в рамках реализации «пакета Яровой»
?
Мнение граждан, подписавших петицию об отмене «пакета Яровой», властям неинтересно (текст резолюции и отзывы госведомств)
?
Убийство инноваций: «Пакет Яровой» признан одним из самых вредных в мире для технологического развития
?
Минкомсвязь не облегчит жизнь операторам в части требований «пакета Яровой»

.
roskomsvoboda android

Contacts

For general questions

[email protected]

For legal questions

[email protected]

Contacts for media:

Telegram: moi_fee
Signal: moi_fee.13

18+

On December 23, 2022, the Ministry of Justice included Roskomsvoboda in the register of unregistered public associations performing the functions of a foreign agent. We disagree with this decision and are appealing it in court.