Но эксперты считают, что российские производители не располагают мощностями, необходимыми для замены иностранного софта и оборудования на всех объектах критической информационной инфраструктуры (КИИ) в России.
Минэкономразвития планирует обязать банки и другие объекты КИИ использовать российское оборудование и программное обеспечение вместо иностранного для повышения безопасности. Об этом сообщил РБК, ссылаясь на письмо замминистра экономики Азера Талыбова, который направил его в коллегию Военно-промышленной комиссии, Федеральную службу по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК) и в Минцифры.
Закон «О безопасности критической информационной инфраструктуры» пока не позволяет полностью ограничить использование иностранных технологий, но министерство планирует его дополнить. В список объектов критической инфраструктуры входят системы госорганов, предприятий оборонной промышленности, энергетики, топливной и атомной промышленности, транспорта и кредитно-финансовой сферы.
Кроме того, в Минэкономразвития собираются запретить иностранным компаниям «обеспечивать взаимодействие» с сетями и информационными системами критической инфраструктуры. Эти поручения дал вице-премьер Юрий Борисов. В Минэкономразвития отказались от комментариев.
Представитель Минцифры сказал, что вопрос замещения иностранного оборудования сейчас прорабатывают ФСТЭК и Минпромторг. В ведомстве считают, что использование российского софта «позволит повысить безопасность и устойчивость» КИИ, а также поможет разработчикам «нарастить свою долю на рынке госзакупок и закупок компаний с госучастием».
Опрошенные РБК эксперты полагают, что российские производители не располагают мощностями, необходимыми для замены иностранного софта и оборудования на всех объектах КИИ в России. Таких объектов в стране насчитывается около 1 млн, и в состав каждого входят десятки или сотни компьютеров и других устройств.
Введение нормы об использовании только российского ПО на объектах КИИ рассматривалось во время подготовки подзаконных актов к принятому в 2017 г. закону «О безопасности КИИ», но владельцы объектов решительно выступили против. Помимо того, что в России просто нет софта и оборудования на замену иностранным, такая замена будет стоить достаточно дорого — около 400 млрд руб. за одно только ПО.
Эксперты полагают, что использовать российский софт и оборудование на объектах КИИ — это в целом здравая идея, но лишь для тех объектов, которые еще только проектируются. На действующих объектах тоже можно произвести замену, но только во время модернизации или при планово-предупредительном ремонте. Останавливать работу действующих объектов КИИ ради замены софта и оборудования будет экономически нецелесообразно.
Также эксперты отмечают, что некоторые иностранные разработки уникальны, и заменить их у российских производителей не получится. К этой категории относится, например, программно-аппаратный комплекс Honeywell APC американского разработчика систем автоматизации промышленных объектов Honeywell. Он позволяет нефтяным предприятиям достичь экономии в 15-20% на эксплуатации за счет повышения эффективности управления.
Непонятно также, как быть с иностранными организациями, взаимодействующими с системами КИИ. Дело в том, что это могут быть самые разные организации. Если трактовать данное понятие широко, то в эту категорию попадают ЦОДы, облачные провайдеры и интернет-компании. Их конечными бенефициарами могут быть иностранные лица. При таком толковании ограничить взаимодействие иностранных компаний с объектами КИИ не представляется возможным. Вопрос, какие организации относить к этой категории, а какие нет, остается открытым со времен принятия закона «О безопасности КИИ», поскольку четко это там не прописано.
The main news of the week in the field of law.
On December 23, 2022, the Ministry of Justice included Roskomsvoboda in the register of unregistered public associations performing the functions of a foreign agent. We disagree with this decision and are appealing it in court.