Отдельные полицейские будут наказаны, но непонятно — займётся ли МВД системными изменениями.
После сообщения «РосКомСвободы» о том, что данные с камер видеонаблюдения продаются на чёрном рынке, правоохранители выследили двух злоумышленников. В результате проверки выяснилось, что «пробивом по лицу» занимались оперативник УВД Северо-Восточного округа Москвы Дмитрий Шершнев и сотрудник патрульно-постовой службы Бутырского района Константин Иванов. Первый искал данные, имея доступ к системе распознавания лиц в течение последних трёх месяцев, а второй хотел получить информацию о «частной жизни» Анны Кузнецовой и Надежды Соболь и передал полученную информацию «при неустановленных обстоятельствах» третьим лицам.
Как стало известно “Ъ”, СКР возбудил уголовное дело в отношении полицейских, злоупотребивших доступом к личным данным граждан. Оперативник по просьбе своего знакомого патрульного получил информацию о перемещениях двух женщин. #Ъузнал https://t.co/ji2fdMSoyg
— Коммерсантъ (@kommersant) September 24, 2020
Следственное управление возбудило уголовное дело о злоупотреблении должностными полномочиями и нарушении неприкосновенности частной жизни с использованием служебного положения. Каждый полицейский теперь может получить до восьми лет лишения свободы по совокупности совершённых преступлений.
Это дело показало, что доступ к системе может получить любой сотрудник полиции, и никто это не отслеживает.
«Ни прокуратура, ни Роскомнадзор не проверяют МВД на предмет использования технологии распознавания лиц и обработки биометрических данных граждан. Нет никаких регламентов, которые бы устанавливали порядок работы с такими данными и основания для возможности осуществления слежки с использованием биометрии», — рассказывает руководитель нашей юридической практики Саркис Дарбинян.
«По крайней мере, мы про это ничего не знаем. Все документы находятся под грифом ДСП и нам их никто не показывает», — добавляет он.
Получается, отдельные лица будут наказаны, но системная проблема остаётся нерешённой, считает медиаюрист «РосКомСвободы» адвокат Екатерина Абашина:
«Пока я не увидела признаков того, что к этому стремятся, хотя, по моим ощущениям, готовность реагировать на эксцессы точечно есть».
«РосКомСвобода» продолжит требовать через суд раскрытия всех регламентов и предоставления этих документов для изучения.
Напоминаем нашу позицию: пока система видеонаблюдения не станет прозрачной и подотчётной и не будет иметь гарантии защиты от подобных злоупотреблений, использовать технологию распознавания лиц нельзя. Данный кейс — результат пробела в правовой базе.
В августе текущего года «РосКомСвобода» провела собственный мониторинг чёрного рынка данных, чтобы понять, улучшилась ли ситуация с утечками персональных изображений с камер «Безопасного города» и из системы распознавания лиц Москвы.
В рамках эксперимента наш волонтер Анна Кузнецова обнаружила в даркнете свои «слитые» с московских камер биометрические данные. Она нашла нелегального торговца и анонимно заказала «пробив» лица. Через два дня девушка получила отчёт за предыдущий месяц с подробной информацией о том, где её лицо было зафиксировано, — почти все адреса совпали с её маршрутами.
Анна подала иск к Департаменту информационных технологий Москвы и столичному МВД, требуя прекратить использование уличной системы распознавания лиц, а также 100 тыс. руб. компенсации за причинённый вред.
Наши юристы также направили ряд вопросов в Департамент информационных технологий и МВД. Из ДИТ ответ пришёл, к сожалению, довольно формальный: какая-то работа по усилению контроля за обеспечением защиты, мол, ведётся, ряд нормативных документов подготовлен. Однако что это за документы и где с ними можно ознакомиться, неизвестно. Сейчас «РосКомСвобода» формулирует дополнительные запросы в ведомства и готовится к судебному процессу по иску Анны Кузнецовой.
The main news of the week in the field of law.
On December 23, 2022, the Ministry of Justice included Roskomsvoboda in the register of unregistered public associations performing the functions of a foreign agent. We disagree with this decision and are appealing it in court.