Госдума приняла сразу во втором и третьем чтениях закон, которым вводятся дополнительные меры контроля за финансовыми операциями по части предотвращения финансирования экстремистской деятельности, а также приравнивающий по штрафам такого рода финансирование с финансированием терроризма.
Как отмечается в пояснительной записке к законопроекту №671695-8, цель инициативы — усиление контроля за финансовыми потоками и предотвращение случаев финансирования экстремистской деятельности. Авторы законопроекта утверждают, что данные меры «соответствуют международным стандартам по борьбе с финансированием терроризма и экстремизма», а также обязательствам России в этой сфере.
Поправки вносятся в статьи 3.12, 15.27, 15.39 и 23.62 КоАП РФ.
Предлагается распространить возможность административного приостановления деятельности организаций не только за нарушение законодательства о противодействии финансированию терроризма, но и экстремистской деятельности. Это означает, что организации, нарушающие установленные запреты, будут подвергнуты временному прекращению деятельности.
Расширяется перечень нарушений, связанных с препятствованием проверкам уполномоченных органов или неисполнением их предписаний организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом. Теперь сюда добавляется финансирование экстремистской деятельности. Это влечёт административные штрафы и возможное приостановление деятельности организаций. Если организация нарушает требования по борьбе с финансированием терроризма, а теперь и экстремизма, это влечёт штрафы или дисквалификацию должностных лиц, а для юридических лиц — штрафы до 1 млн рублей или приостановку деятельности до 90 суток.
Ответственность за выявление подозрительных операций несут должностные лица, отвечающие за контроль финансовых потоков. Теперь их обязательства распространяются и на выявление финансирования экстремистской деятельности.
Компании, связанные с оборонно-промышленным комплексом (ОПК), обязаны предоставлять сведения об открытии счетов за рубежом. Теперь они должны уведомлять органы и о транзакциях, связанных с финансированием экстремистской деятельности. Госкорпорации и публично-правовые компании обязаны сообщать об операциях с зарубежными банками. Добавляется требование учитывать не только борьбу с финансированием терроризма, но и с финансированием экстремистской деятельности.
Расширяются полномочия федеральных органов, уполномоченных бороться с легализацией преступных доходов. Теперь они также контролируют соблюдение требований о противодействии финансированию экстремизма. Руководители и их заместители в территориальных органах финансового контроля теперь могут рассматривать дела не только о нарушениях, связанных с финансированием терроризма, но и экстремистской деятельности.
Выступивший перед голосованием с докладом член Комитета по государственному строительству и законодательству Отари Аршба попросил коллег принять сразу и в третьем чтении.
После этого слово взял Юрий Синельщиков от КПРФ. Парламентарий сообщил, что фракция законопроект не поддержит, потому что «понятие экстремистской деятельности ни в науке, ни в практике до конца не отработано».
Законопроект был в итоге принят 357 голосами:
The main news of the week in the field of law.
On December 23, 2022, the Ministry of Justice included Roskomsvoboda in the register of unregistered public associations performing the functions of a foreign agent. We disagree with this decision and are appealing it in court.