На площадке экспертного совета при правительстве РФ с привлечением ведущих IT-компаний разрабатывается концепция законодательства в области связи, — следует из проекта доклада рабочей группы «Связь и IT» министру по делам «Открытого правительства» Михаилу Абызову.
В первой половине 2017 года предлагается подготовить проект кодификационного нормативного документа. Эту информацию также подтвердила пресс-секретарь министра по делам «Открытого правительства» Алена Жукова:
«На одной из встреч Михаила Абызова с представителями рабочей группы эксперты поставили вопрос о необходимости проведения работы по ревизии и комплексной переработке законодательной базы в области связи и интернета. Реакцией было поручение обосновать. Сейчас мы собираем замечания от экспертов, по итогам документ будет доработан и представлен министру».
.
Рабочая группа считает, что сейчас технологическое развитие отрасли не находит адекватного отражения в законодательстве. Эксперты отмечают, что с конца XX века произошло замещение традиционных сетей связи (одна сеть — одна услуга) мультисервисными, резкое увеличение скорости передачи цифровой информации и удешевление способов ее обработки, копирования и хранения, а интернет стал основой для большинства значимых бизнес-процессов.
Кроме того, появились новые технологии обработки и передачи информации: облачные технологии, Big Data, «интернет вещей». Действующее законодательство в области связи устарело, а вводящиеся в него поправки лишь делают его похожим на «лоскутное одеяло» со множеством нестыковок, утверждают члены рабочей группы «Связь и IT» экспертного совета при правительстве. Они предлагают уже до конца года разработать новую концепцию регулирования отрасли. При этом часть экспертов настаивает, что закон «О связи» не нужен в принципе.
«Существует большое число изолированных, плохо согласованных между собой… законодательных и подзаконных актов, в которые бессистемно вносятся ситуативные и зачастую малопродуманные изменения. Отсутствует научно проработанный и единообразно понимаемый терминологический аппарат»,— констатируют эксперты.
Члены экспертного совета предлагают свою модель регулирования: на нижнем ее уровне будут действовать операторы связи и инфраструктуры, на следующем — возникают базовые услуги обработки и передачи цифровой информации, решаются вопросы сетевой адресации и идентификации, затем появляются операторы сервисов и приложений, вопросы шифрования сообщений и их удостоверения. Наконец, на четвертом уровне регулирования определяется правовой статус информации как контента и объекта интеллектуальных прав.
Экс-директор Координационного центра национального домена сети интернет и члена рабочей группы экспертного совета Андрей Колесников при этом высказал довольно-таки радикальное мнение о ненужности закона «О связи» как такового:
«Он исполнил свою роль на этапе становления индустрии, когда нужно было разводить игроков по углам и действовала концепция зональной телефонной связи. Сейчас сеть мультисервисная, доходы от междугородной и международной связи падают уже много лет, и в действующем законе-мутанте вообще что-либо менять невозможно».
.
Четко зафиксированной терминологии об интернете, связи, мобильной связи, «интернете вещей» нет ни в одном документе, продолжает главный аналитик Российской ассоциации электронных коммуникаций и член рабочей группы Карен Казарян. «Закон «О связи» сам по себе уже напоминает лоскутное одеяло, чему виной бесконечные поправки, усложняющие текст. При этом закон был принят для регулирования связи, а не интернета. Даже в принятой версии антитеррористических поправок есть серьезные нестыковки как с имеющимся в законе понятийным аппаратом, так и с ведомственными документами Минкомсвязи, ФСБ и т. д.»,— говорит он.
Действующий режим регулирования IT-индустрии устарел, согласна директор по стратегическим проектам Института исследований интернета Ирина Левова. По ее мнению, ситуация негативно сказывается на темпах развития отрасли и не обеспечивает равные конкурентные условия для всех ее участников.
В связи с этой темой мы решили опросить отраслевых экспертов, но зайти в данном вопросе с другой стороны:
1. Есть ли хоть один новый принятый закон за последние 4-5 лет, положительно повлиявший на IT-индустрию?
2. Были ли за последнее время прецеденты отмены законов и подзаконных актов, которые себя не оправдали или сработали в минус отрасли?
Ответы прозвучали довольно интересные, с разных точек зрения:
.
Вартан Хачатуров, заместитель директора Департамента инфраструктурных проектов Минкомсвязи:
1. Безусловно есть! И не один. К примеру, реформа универсальных услуг связи и подключение ВОЛСом малых населённых пунктов. Переносимость мобильного номера. Технологическая нейтральность полос радиочастот. Электронное правительство и госуслуги, межведомственное электронное взаимодействие. Налоговые льготы для IT-компаний. Преференции для отечественного ПО. Всё это случилось за последние 5 лет.
2. Если говорить про отмены и корректировку неоднозначных норм, то можно выделить введение упрощения процедур сдачи сетей связи в эксплуатацию, отмену непрозрачного механизма выдачи и распределения частотного ресурса, упрощение правил присоединения и пропуска трафика.
.
Дмитрий Мариничев, интернет-омбудсмен:
1. Я не помню таких, во всяком случае, ответы на этот вопрос в голове не возникли. Значит скорее нет, чем да. Единственный положительный момент был связан с продлением льгот для отечественных разработчиков. Но и в этом случае пока еще ничего не произошло. Есть только в некотором роде положительная динамика в принятии закона.
2. Ярких прецедентов также на ум не приходит. Корректировка законов, которые могли бы сработать жестко в минус да, была и не одна. Были локальные победы отрасли, когда инициативы, способные коллапсировать отрасль, не проходили. Но вот чтобы сделать добро и удалить, что-то старое или совсем ненужное, как например «вай-фай по паспорту» (одна из подзаконных норм, обязывающая тех, кто предоставляет открытый доступ к своим сетям Wi-Fi, в обязательном порядке вводить авторизацию клиентов, — прим.ред.), я не припомню.
.
Леонид Волков, сооснователь «Общества защиты интернета»:
1. Было много государственных попыток поддержать отрасль, включая строение многочисленных симулякров типа Сколково и Иннополиса, но, пожалуй, реально единственным положительно повлиявшим на отрасль решением было введение льгот по налогам на фонд заработной платы для IT-компаний — это дало им возможность платить конкурентные зарплаты и быстрее наращивать численность инженеров.
2. Навскидку ничего не вспоминается.
.
Андрей Колесников, эксперт РосНИИРОС, в недавнем прошлом — директор Координационного центра национального домена сети Интернет:
1. Из позитивных законов и актов можно отметить закон о переносимости мобильного номера и сохранение налоговой льготы IT-компаниям. Много полезного было в поручениях Президента по программе ИРИ. Закон о локализации данных добавил забот, дал работу армии консультантов и юристов. И теоретически добавит доходы датацентрам. Всё семейство запретительных законов, начиная со 139-фз (закон «о чёрных списках сайтов», — прим.ред.), весьма материально отразилось на затратах операторов связи, провайдеров и Роскомнадзора с ведомственным ФГУП. Раздражает, что отсутствуют какие либо отчеты по динамике снижения зла благодаря блокировкам. Кому закон о забвении, а кому увеличение операционной нагрузки по разбору обращений граждан стирающих интернет память.
2. Может и были, не сильно не следил за этим.
.
Ирина Левова, директор по стратегическим проектам Института исследований интернета:
1. В положительном для отрасли ключе я бы отметила поправки Правительства РФ в закон «Об электронной подписи». Данный закон содержит положения, направленные на создание доступных механизмов обеспечения доверия электронным подписям в виде системы удостоверяющих центров, соответствующих установленным требованиям, применяющих технологию усиленной квалифицированной электронной подписи при предоставлении государственных (муниципальных) услуг для граждан и организаций в электронной форме.
На самом деле, хороших проектов немало, но, к сожалению, статус закона получают, как правило, плохие или очень плохие.
2. Из существовавших, но переделанных в лучшую сторону — не припомню. Столь крупных просветов здравого смысла у нас не было. Но вот из отклоненных законопроектов и концепций, которые бы могли нанести существенный вред отрасли, хотелось бы отметить прежде всего концепцию «глобальной» лицензии. Также есть ряд странных законопроектов, которые год-два обсуждались, но были в итоге отклонены, например, проект о запрете показывать в интернете «жестокий» контент с 7.00 до 24.00. Казалось бы, очевидно что бред, однако проект висел на сайте Госдумы целых два года, но в итоге был отклонён.
Читайте также:
Предложенный Минпромторгом путь развития «интернета вещей» приведёт к технологической изоляции России
🔓
Экспертный совет при Правительстве РФ призвал остановить внедрение неисполнимых норм о хранении всей переписки граждан
🔓
Всех россиян пронумеруют и внесут в единую базу данных
🔓
Закон о тотальной слежке сравним с гениальной диверсией против экономики и силовых структур России
_____
The main news of the week in the field of law.
On December 23, 2022, the Ministry of Justice included Roskomsvoboda in the register of unregistered public associations performing the functions of a foreign agent. We disagree with this decision and are appealing it in court.