В конце октября Российский союз правообладателей (РСП), совет которого возглавляет Никита Михалков, собирающий с производителей и импортеров аудио- и видео техники отчисления в пользу правообладателей, предложил реализовать схожую модель и для Сети, внеся поправки в Гражданский кодекс.
РСП представил Президенту России разработанную концепцию внедрения в российском интернете так называемой глобальной лицензии на почти любые виды контента — кино, музыку, книги и др. Глобальную лицензию должны будут получать операторы: они, по замыслу РСП, будут платить за нее фиксированный сбор в пользу правообладателей. Взамен пользователи получат неограниченный доступ к тому контенту, чей владелец предоставил оператору глобальную лицензию.
Спустя неделю, Первый вице-премьер Игорь Шувалов поручил Минкультуры, Минкомсвязи, Минэкономразвития, Минфину и Минюсту до 5 декабря разработать на основе концепции Российского союза правообладателей (РСП) проекты изменений в законодательство и правительственные акты, следует из текста поручения.
И вот получены предварительные отзывы со стороны Правительства РФ, а именно Минкомсвязи и Минэкономразвития.
Минкомсвязи отрицательно отреагировало на инициативу о внесении на рассмотрение законопроекта о коллективном управлении правами в интернете. После совещания с представителями киноиндустрии оно направило в правительство заключение о законе, подразумевающем сборы с операторов связи.
«Мы против того, чтобы одна организация монопольно присвоила право коллективного управления правами», – сообщил замглавы Минкомсвязи Алексей Волин. «Это будет большой удар по производителям фильмов и сериалов, которые стали работать в интернете, покупают лицензии или собирают деньги за просмотр, – заявил чиновник. – Подобные сервисы введением такого сбора будут убиты – они потеряют смысл, если мы легализуем пиратство».
Минэкономразвития представило более широкий отрицательный отзыв на внедрение концепции, разработанной РСП:
«В России уже существует механизм защиты прав на фильмы и телесериалы: речь идет о так называемом антипиратском законе, принятом летом прошлого года, который позволяет блокировать пиратские сайты. Кроме того, любой правообладатель может обратиться в суд для защиты своих прав. По мнению ведомства, этот механизм уже достаточно эффективно защищает правообладателей. А если таких механизмов будет несколько и они не будут взаимосвязаны, это может повлечь негативные последствия в правоприменительной практике. А на прошлой неделе Госдума приняла расширенную версию антипиратского закона: она будет защищать все виды контента, кроме фотографий, а также разрешает пожизненную блокировку пиратских сайтов.
Кроме того, специалисты Минэкономразвития не понимают, каким образом авторы концепции будут регулировать трансграничность хостинга и доступа к объектам авторских прав на территории других стран.
Также министерство опасается, что предлагаемая система сбора авторских вознаграждений может повлечь двойную оплату за использование контента в том случае, если часть правообладателей откажется от коллективного управления их правами. То есть пользователь будет вынужден одновременно платить авторский сбор оператору, а также платить правообладателю, исключившему свои произведения из предлагаемой РСП системы управления.
Минэкономразвития также считает, что авторы концепции не до конца проработали вопрос технической реализации мониторинга и анализа трафика и его содержания, по результатам которого должно будет выплачиваться вознаграждение. Отсутствие такой методики существенно затрудняет определение справедливого объема вознаграждения для каждого автора в зависимости от частоты и количества скачиваемых объектов, говорится в отзыве министерства. А проведение анализа содержания трафика может нарушить права пользователей на охрану и тайну частной жизни, отмечает Минэкономразвития: российская Конституция не разрешает сбор, хранения и использование таких данных без согласия человека.
Министерство также подчеркивает, что техническая реализация концепции РСП требует значительных затрат от операторов связи. А внедрение этой системы может снизить число пользователей и сократить объем потребляемых услуг, опасается министерство. Также остается неурегулированным вопрос перераспределения средств операторами связи между организациями по коллективному управлению правами. Таким образом, при увеличении затрат может возникнуть существенное снижение прибыли операторов, что сократит их возможности по развитию услуг по доступу в интернет, говорится в документе.
Минэкономразвития отметило отсутствие в концепции РСП финансово-экономического обоснования вводимых предложений. Кроме того, введение глобальной лицензии предусматривает в том числе внедоговорное управление авторскими правами. А согласно правилам Всемирной торговой организации (ВТО), в которую Россия вступила в 2012 г., страна обязалась вообще отказаться от такой формы управления правами. Таким образом, Минэкономразвития считает принятие нормативных актов на основе концепции РСП нецелесообразным до момента устранения указанных замечаний, говорится в документе».
Про новую инициативу негативно высказываются и представители интернет-отрасли.
По словам замдиректора Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК) Сергея Гребенникова, интернет-индустрия также против реализации законопроекта — отрасль поддерживает рыночную дистрибуцию цифрового контента.
«Нам предлагают перейти на совершенно новую модель потребления цифрового контента. На ту, которая удобна тем, кто не участвовал в создании и развитии предыдущей модели, — говорит Гребенников. — Пострадают те, кто платит налоги и развивает экономику Рунета».
Показателен еще и тот момент, что нет согласия насчет новых «антипиратских» мер (а по сути — борьбы с самими интернет-пользователями и обложения их новыми налогами и повышенными тарифами) и среди самих правообладателей.
К примеру, гендиректор Национальной федерации музыкальной индустрии Леонид Агронов против авторских сборов в интернете: там, где вводится монополия, сразу же возникает и коррупция. Это плохо и интернет-компаниям, если они не смогут договариваться с правообладателями напрямую: это приведет к росту цен, не оправданному какими-то экономическими причинами, считает он.
Логично, что и сами операторы связи также опасаются введения подобных инициатив.
Предложение брать сборы с операторов связи — это почти как брать сборы с таксистов, которые везут на концерт артиста, который будет в ресторане нелегально исполнять песню, защищенную авторскими правами, говорит представитель «Вымпелкома» Анна Айбашева. Через сеть связи передается огромный объем информации, и отличить произведение, защищенное авторскими правами, от, например, вашего музыкального поздравления, которое вы пересылаете своему знакомому, техническими методами невозможно. Этот проект, по ее мнению, пытается возложить платежи на ненадлежащую сторону. А это не только не способствует решению проблемы защиты авторских прав, но и может породить многочисленные нежелательные последствия, вплоть до правового нигилизма, резюмирует Айбашева.
Предложение РСП — это попытка переложить «продажу» доступа к объектам интеллектуальных прав с правообладателей на операторов связи, т. е. возложить на них функцию по фильтрации трафика, говорит представитель МТС Дмитрий Солодовников. Кроме того, если операторов обяжут платить за всех абонентов, то это нарушит права тех из них, кто не пользуется контентом, добавляет Солодовников.
«Мегафон» не поддерживает эту инициативу, поскольку вознаграждение, которое оператор должен переводить на счет организации по управлению правами, создаст дополнительную стоимость на услуги мобильного интернета для всех абонентов, говорит представитель этого оператора Олеся Яременко.
«Общества по коллективному управлению правами хорошо собирают деньги, но у них есть проблемы с их распределением, — говорит директор по стратегическим проектам Института исследований интернета Ирина Левова. — Система отчетности таких обществ непрозрачна, и многие авторы остаются недовольны. К тому же странно просить дополнительно огромные деньги с операторов, которые вообще к этой ситуации отношения не имеют».
The main news of the week in the field of law.
On December 23, 2022, the Ministry of Justice included Roskomsvoboda in the register of unregistered public associations performing the functions of a foreign agent. We disagree with this decision and are appealing it in court.