18 August 2016

Окончательное изъятие государством Координационного центра национального домена становится неизбежным

Переход координационного центра (КЦ) национального домена под контроль госструктур, который может обернуться дестабилизацией российской доменной индустрии, становится всё более и более вероятным.

На самом деле, переподчинение функций контроля за регистрацией доменов и работы национальных DNS-серверов началось ещё осенью 2014 года, когда начались первые разговоры о передаче этих полномочий одному из подразделений Минкомсвязи. Основной задачей Координационного центра является обеспечение надежного и стабильного функционирования DNS-инфраструктуры российского сегмента сети Интернет. КЦ также взаимодействует с глобальной организацией ICANN и другими международными организациями, ответственными за безопасность, стабильность и отказоустойчивость Всемирной сети. Начиная с 2001 года и по настоящее время к КЦ не было никаких претензий, но государство в последние два года проявляло повышенный и, прямо скажем, нездоровый интерес к координационному центру.

Летом 2015 года в КЦ разразился корпоративный конфликт. Учредители КЦ решили изменить устав, согласно которому высшим органом КЦ стало общее собрание учредителей, а не выборный экспертный совет, куда входит в том числе представитель государства. В итоге Андрея Колесникова, занимавшего пост директора КЦ с марта 2009 года, сменил директор по коммуникациям Института развития интернета Андрей Воробьев. В конце 2015 года Минкомсвязь вместе с Институтом развития интернета (ИРИ) вошли в состав учредителей КЦ. В каком-то смысле этот факт можно назвать первым шагом по отчуждению от рычагов управления координационным центром людей, и без того неплохо справлявшихся со своими обязанностями.

«Одновременно были внесены изменения в устав и за полгода приняты регламентирующие деятельность общего собрания учредителей и совета документы. Сейчас высшие органы управления КЦ работают с учетом мнения всех учредителей. Также надо отметить, что в тех регламентирующих деятельность совета документах обозначено право вето министерства как учредителя, представляющего государство»,— заявили в пресс-службе КЦ. «Технический центр Интернет обслуживает реестр .RU, .РФ исключительно технически и никаких других распоряжений пока не поступало»,— сообщили в компании.

И вот, вопрос о новой реформе КЦ был поднят в конце июля на совещании в Минкомсвязи, где присутствовали в том числе представители ФСБ, Минфина, Федеральной налоговой службы, Роскомнадзора. КЦ предлагается «фактически ликвидировать» в пользу конструкции, формулируемой в так называемом законопроекте об автономной системе российского интернета, утверждает источник “Ъ”, знакомый с планами по реформе КЦ. Документ, в частности, определяет элементы критической инфраструктуры, такие как точки обмена трафиком, сети связи и т. д. Вся эта инициатива больше напоминает ползучий, многоэтапный захват предприятия другим собственником. Теперь готовится замена и нынешнему директору КЦ Андрею Воробьеву, участвовавшему в первом этапе отчуждения Центра в пользу государства. К декабрю 2016 года его может сменить партнер адвокатского бюро «Егоров, Афанасьев, Пугинский и партнеры» Станислав Пугинский. Господин Воробьев на звонки “Ъ” не ответил, в компании «Егоров, Афанасьев, Пугинский и партнеры» отказались от комментариев.

Сегодня работа КЦ как оператора потенциального «ключевого элемента» инфраструктуры рунета — чистый пример «велосипеда, который не надо чинить, потому что он не сломан и едет», рассуждает эксперт ПИР-Центра Олег Демидов. По его словам, с точки зрения технической целесообразности настойчивое стремление огосударствить КЦ непонятно. Серьезных инцидентов, связанных с нарушением доступа к ресурсам в доменах .RU и .РФ, за всю историю существования этих страновых доменов зафиксировано не было.

В международной практике регулирования критических информационных инфраструктур и критически важных услуг государство устанавливает для частных операторов систему требований, иногда довольно жестких, но не огосударствляет их. «Например, управление почты и телекоммуникаций Швеции переоборудует и предоставляет операторам по себестоимости бывшие военные подземные бункеры с резервными каналами энерго- и водоснабжения для размещения критических элементов инфраструктуры, таких как коммутаторы, DNS-серверы, стойки дата-центров»,— приводит пример господин Демидов.

В действиях Минкомсвязи и сопутствующих ей организаций чётко прослеживается уже давно лелеемая ведомством и лично её главой Николаем Никифоровым идея о создании замкнутого практически только на себе «суверенного интернета», где на трансграничные переходы отводится всего лишь 1% трафика. Эта инициатива должна быть, по мнению главы Минкомсвязи, воплощена в жизнь к 2020 году, и она уже была охарактеризована многими экспертами как неосуществимая, а профессор МГИМО Валерий Соловей вообще усомнился в технологической грамотности её авторов: «Люди, которые генерируют такую политику относительно интернета, – они не понимают, как он технологически устроен. Они не знают, что технологически это все равно нереализуемо, но у них есть абсолютная убежденность в том, что интернет – враждебная коммуникация». К тому же, как уже предупреждали специалисты, введение на территории любой страны какого-то «единого» интернета чревато катастрофой в случае крупного сбоя, поскольку устойчивость интернета того или иного государства обеспечивает его связность, которая в случае подобного «усуверенивания» обязательно уменьшится.

.

Читайте также:

1 октября интернет на территории России может сменить владельца
🔓
Координационный центр Рунета обновил состав своего Совета и определил приоритеты
🔓
Новый Совет Координационного центра Рунета включил в свои учредители Минкомсвязь и ИРИ
🔓
Суверенный интернет: раздробление Сети и самоизоляция под эгидой безопасности
🔓
Технологически безграмотные люди хотят к 2020 году полностью отключить Россию от внешней Сети, — профессор МГИМО

_____

Contacts

For general questions

[email protected]

For legal questions

[email protected]

Contacts for media:

Telegram: moi_fee
Signal: moi_fee.13

18+

On December 23, 2022, the Ministry of Justice included Roskomsvoboda in the register of unregistered public associations performing the functions of a foreign agent. We disagree with this decision and are appealing it in court.