Росфинмониторинг, комментируя РБК недавнее решение Верховного суда РФ, заявил, что:
«Обязательным условием привлечения к уголовной ответственности за легализацию является совершение финансовых операций и/или других сделок с имуществом, полученным преступным путем».
Представитель российской финансовой разведки пояснил, что финансовыми операциями для легализации преступного дохода считаются операции с денежными средствами, в том числе наличные и безналичные расчеты, кассовые операции, перевод или размен денежных средств, обмен одной валюты на другую и т.п.
Верховный суд России в июне 2023 года пересмотрел приговор суда первой инстанции в отношении фигуранта, которого признали виновным в незаконном обороте наркотиков, но оправдали по делу о легализации биткоинов. Согласно судебному решению, осужденный, занимавшийся серийным производством наркотиков, получал вознаграждение в виде биткоинов на виртуальный кошелек, привязанный к созданному им аккаунту. Затем он конвертировал полученные биткоины в рубли и переводил их на счета и карты дочери своей сожительницы. Всего осужденному удалось получить таким образом более 8 млн руб.
ВС указал, что проведение «последовательных финансовых и банковских операций, а именно: зачисление денежных средств на подконтрольный виртуальный счет — криптовалюту «биткоин», дальнейшее ее конвертирование через виртуальные обменники в рубли, перевод денежных средств на банковские карты, зарегистрированные на других лиц, и их обналичивание через банковские терминалы свидетельствует о наличии у осужденного цели легализовать денежные средства». В ВС добавили, что ответственность по ст. 174.1 УК (легализация преступных доходов) наступает «при установлении самого факта совершения финансовых операций с целью придания правомерного вида владению, пользованию и распоряжению денежными средствами или иным имуществом». Уголовное дело по решению ВС направлено на новое рассмотрение.
По мнению представителя Росфинмониторинга, ВС обоснованно указал, что конвертация криптовалюты, полученной преступным путем, в фиатные деньги является легализацией преступного дохода, а обязательного вовлечения легализуемых денежных средств в экономический оборот не требуется, «поскольку ответственность по этим статьям наступает при установлении самого факта совершения финансовых операций с целью придания правомерного вида владению, пользованию и распоряжению денежными средствами или иным имуществом».
The main news of the week in the field of law.
On December 23, 2022, the Ministry of Justice included Roskomsvoboda in the register of unregistered public associations performing the functions of a foreign agent. We disagree with this decision and are appealing it in court.