Депутат предложила принять закон о нанесении на памятники Великой Отечественной войны QR-кодов, дающих доступ к информации о героях и событиях, которым они посвящены.
Одиозный депутат Госдумы Ирина Яровая снова вернулась к теме Великой Отечественной войны, предложив в целом, казалось бы, неплохую идею — устанавливать на памятники «информационные надписи и обозначения, содержащие информацию о самом памятнике, а также позволяющие ознакомиться при помощи графического идентификатора — QR-кода с исторической справкой о событиях и лицах, в честь которых был установлен объект, а также имеющимися документами и иной информацией о произошедших событиях и указанных лицах».
Правда, ради этого депутат зачем-то решила разработать целый законопроект №1093689-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования мер, направленных на увековечение памяти погибших при защите Отечества и защиту исторической памяти», который уже зарегистрирован на сайте Государственной думы.
#Законопроект: Предлагается сопровождать памятники Великой Отечественной войны QR-кодами, дающими доступ к подробной информации о героях и событиях, которым они посвященыhttps://t.co/Fxh4BUzgfE
— Государственная Дума (@dumagovru) January 14, 2021
Изменения планируется внести в федеральный закон от 19.05.1995 года №80-ФЗ «Об увековечивании Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 годов», статья 5 которого дополняется предложением об установлении QR-кодов, требования к содержанию которых определяются Правительством РФ.
Кроме этого, в закон от 14.01.1993 года №4292-I «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества» в статью о государственном учёте, содержании и благоустройстве воинских захоронений вносится норма о нанесении QR-кодов. Этой же поправкой расширяется понятие «паспорта воинского захоронения» и вносятся другие уточнения организационного характера.
В пояснительной записке Яровая апеллирует к летнему голосованию по поправкам в Конституцию, где в частности «закрепляется положение о памяти защитников Отечества, обеспечении исторической правды и недопущении умаления подвига народа при защите Отечества».
Депутат также заостряет внимание на том, что в действующем федеральном законодательстве «популяризация» в контексте отношения к объектам культурного наследия упоминается почти 60 раз, и прежде всего — в рамках рассмотрения полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления, источников финансирования, в том числе программных мероприятий. Но в законодательстве не раскрывается понятие «популяризация памятников истории и культуры», а также «перечень мероприятий, способствующих популяризации памятников истории и культуры», что, «безусловно, требует конкретизации с целью обеспечения единых подходов и эффективного расходования уже предусмотренных бюджетных средств». Яровая предлагает в этом вопросе обратиться к современным технологиям и интернету как к наиболее эффективным способам популяризации.
В финансово-экономическом обосновании уже традиционно заявлено, что дополнительных расходов из бюджета законопроект не потребует.
Не совсем понятно, почему QR-коды на памятниках требуют отдельного закона, если разработка несущих определённую информацию закодированных изображений стало таким же нехитрым и обыденным делом, как почтовая рассылка или репост важной информации в социальных сетях? Рестораны, учебные заведения, музеи и другие учреждения и организации активно используют QR-коды с любым количеством закладываемой информации, а сервисов по их созданию можно найти в интернете бесчисленное количество.
После разработки и принятия пресловутого «пакета Яровой» вряд ли можно охарактеризовать Ирину Анатольевну поборницей высоких технологий, а с учётом внесения совсем уж странного законопроекта о реальных сроках за публикацию изображений преступников времён Второй мировой войны, складывается ощущение, что это очередная попытка сыграть на модной во властных кругах теме. То есть — уже привычный патриотично-правовой пиар.
The main news of the week in the field of law.
On December 23, 2022, the Ministry of Justice included Roskomsvoboda in the register of unregistered public associations performing the functions of a foreign agent. We disagree with this decision and are appealing it in court.