«Меня задерживали 9 мая, 12 июня и 22 августа. Все случаи произошли в метро и при помощи системы распознавания.
9 мая я прошёл через турникеты, у полиции сработала фотофиксация. Меня остановили прямо на эскалаторе. Полицейские сказали, что я нахожусь в розыске, доставили меня в ОВД, где взяли объяснение, в целом продержали примерно час и отпустили. А я думал, что меня увезут далеко и надолго, было страшно. Я активист и волонтер, но с этим полиция моё задержание не связывала.
👉 Система распознавания лиц: что это и что делать, если меня обвиняют на основе неё?
12 июня меня задержали на переходе между станциями. Ситуация повторилась, только теперь в ОВД меня продержали дольше. Они узнали, что я привлекался за участие в митингах, и стали «отчитывать» за то, что я выступаю против «спецоперации». Телефон не отбирали, поэтому я вёл диктофонную запись. Оперуполномоченный, конечно, потребовал выключить устройство, угрожая ст. 19.3. («неповиновение законному распоряжению»), так что запись не удалась.
В августе я даже не предполагал, что меня задержат, потому что первые два раза пришлись на государственные праздники, тут прослеживалась тенденция. А 22 августа праздник не совсем типичный — это День флага. Я ехал домой, возвращаясь с прогулки, около десяти вечера. За мной по эскалатору следовали двое полицейских. Они задержали меня на спуске.
Полицейские представились и объяснили причину задержания. Один из них сказал: «По Вам прошла сработка по камерам». Они попросили пройти с ними, я согласился. На пути к следованию в опорный пункт (ОП) полиции при метро сотрудник полиции добавил: «Вы находитесь в розыске, в сером списке». В ОП меня продержали около 40 минут, выясняя, что со мной делать дальше. Полицейские и сами не понимали, почему я нахожусь в базе, и спрашивали меня (!), а что я такого натворил, что меня задерживают.
Потом патрульная машина забрала меня в ОВД. Полицейские хотели снять с меня отпечатки пальцев под двумя предлогами:
1) меня сразу же отпустят домой;
2) меня уберут из базы данных и больше не будут задерживать.
Я долго отказывался, ссылаясь на нормы закона. В итоге мне сказали, что, если не соглашусь, я просижу все три часа, положенные при «обычных» административных задержаниях. Так и вышло. Меня отпустили, когда метро уже было закрыто. Никаких протоколов не составили.
👉 Биометрические данные. Можно ли их не сдавать?
Я объяснял, что не нахожусь в розыске: на сайте МВД ничего такого нет. Вместе с юристами с ОВД-Инфо мы сделали запрос в МВД по этому поводу.
«Система автоматического распознавания личности использует моё изображение вопреки моей воле, а также хранит моё изображение и иную информацию о моей частной жизни (о передвижениях, местонахождении, политических убеждениях и т.д.) без установления предельного срока хранения такой информации и порядка её уничтожения. Эти обстоятельства порождают крайне высокие риски тотальной слежки, злоупотребления возможностью собирать данные о частной жизни и «утечки» конфиденциальной информации», — указали мы в иске (есть в распоряжении редакции — прим.ред.).
Ещё я писал жалобу в Генпрокуратуру, но она осталась без ответа.
Теперь по праздникам при входе в метро я пока надеваю маску, а во время мобилизации вообще не заходил в подземку».
The main news of the week in the field of law.
On December 23, 2022, the Ministry of Justice included Roskomsvoboda in the register of unregistered public associations performing the functions of a foreign agent. We disagree with this decision and are appealing it in court.