Проект «Рейтинг цифровых прав» (Ranking Digital Rights, RDR) выпустил отчёт о политиках глобальных IT-компаний на семи языках: английском, арабском, китайском, французском, корейском, испанском и русском.
Мы живем в мире, где доминирует английский язык. Ввиду широкого влияния - научные статьи, значимые доклады и важнейшие новости — все тяготеет к английскому языку. Индекс RDR 2022, доступный теперь еще на 6 языках, помогает восполнить этот пробел.https://t.co/ZwqdOFlgjz
— Ranking Digital Rights (@rankingrights) August 9, 2022
По мнению RDR, научные статьи, важные новости и значимые доклады должны быть доступны как можно более широкому кругу пользователей. В числе таких материалов — Индекс ответственности IT-компаний.
Напомним, в этом году проект начал оценивать сервисы электронной коммерции и виртуальных помощников, а также добавил платформу LinkedIn от Microsoft. К сожалению, ни одна из 14 оцениваемых цифровых платформ не добралась до поставленного экспертами проходного барьера. Хотя в целом компании немного выросли по рейтингу, однако такой прирост — лишь обнадёживающий, но недостаточный.
«Иными словами, их слабые улучшения показывают, что когда дело доходит до согласования их политики и практики с нормами, основанными на правах человека, и их обязательствами в соответствии с Руководящими принципами ООН, компании просто довольны тем, что ведут бизнес «как обычно», но мировые тенденции требуют чего-то большего», – замечают авторы доклада.
RDR считает, что рейтинг этого года «выглядит ужасно, как и раньше», но только на первый взгляд.
Ни одна компания не поднялась или не опустилась более чем на одно место в рейтинге этого года, и, как RDR говорил уже выше, ни один из них не заработал проходного уровня.
Twitter снова возглавил рейтинг благодаря подробно описанным политикам в отношении контента и общедоступным данным о модерации пользовательского контента. Однако, как и большинство компаний, он не смог сообщить данные о своей модерации рекламы.
Amazon, несмотря на заметное увеличение балла, осталась последней, наряду с китайским гигантом Tencent. Кроме того, Amazon получила минимальную оценку (20%) среди социальных платформ, оцениваемых по стандартной процедуре, в которой RDR предлагает компаниям объяснить, как они обеспечивают соблюдение своих собственных правил в отношении контента.
У Google наблюдается меньше всего улучшений. Второй год подряд это единственная компания, у которой снизился общий балл из-за устаревших политик информирования пользователей поиска (Google Search) о блокировке контента, а также о шифровании данных в почте (Gmail) и облачном хранилище (Google Drive).
У Яндекса самое резкое изменение оценки (7,6 пунктов) благодаря улучшениям политики по всем трём категориям: организация управления, свобода выражения мнений и конфиденциальность. «Он начал публиковать отчеты о прозрачности, которые дают некоторое представление о том, как он обрабатывает требования правительства к данным пользователей, и впервые с тех пор, как RDR начал ранжировать компанию в 2017 году, он раскрыл политику обработки утечек данных», – уточняется в документе.
Однако российская «специальная военная операция» на территории Украины, считают эксперты, может подорвать эти достижения:
«Поскольку российские компании борются не только с международными санкциями, но и давлением со стороны их собственного режима, чтобы добиться партийной линии, цензурируя контент, приостановив диссидентские учетные записи и передавая персональные данные».
Восемь компаний улучшили свои оценки по вопросам управления и надзора за управлением в результате создания комитетов или других механизмов управления, которые будут контролировать влияние практики компании на свободу выражения мнений и конфиденциальность.
Хотя Meta (ранее Facebook) выпустила новую политику в области прав человека, она не взяла на себя обязательство полностью отстаивать международные права человека в своем развитии и использовании алгоритмических систем. Компания также не смогла обнародовать, как регулируются алгоритмы рекламных объявлений. Напомним, в России Meta была признана «экстремистской организацией».
Между тем, Apple, обычно более сильная в конфиденциальности, чем в свободе выражения мнений в рейтинге RDR, расширила свою отчетность об умеренности контента и соблюдении своих правил App Store.
«В этом году мы впервые оценили принадлежащую Microsoft платформу LinkedIn, – отмечает RDR. – Оказалось, что это один из немногих сервисов, предоставляющих некоторую информацию о том, как происходит обработка пользовательских данных для разработки моделей машинного обучения, а также о том, как решается проблема предвзятости искусственного интеллекта. Хотя в сравнении с китайскими и российскими платформами политики LinkedIn более прозрачны и добросовестны в отношении прав человека, платформа отстаёт от большинства других сервисов Microsoft, а также от аналогичных американских сервисов Facebook и Twitter. Основным недостатком LinkedIn является скупость информации в отношении свободы самовыражения. Платформа не сумела полностью объяснить, при каких обстоятельствах удаляется контент согласно внутренним правилам или по внешним запросам, а также объём этих ограничений».
Yahoo (ранее Verizon Media) стала единственной компанией в рейтинге, которая не торгуется на бирже (с момента ее приобретения частной инвестиционной компанией Apollo Global Management). Компания получила почти на три балла больше благодаря улучшениям в политиках касающихся информационной безопасности и утечек данных.
Microsoft опубликовала дополнительную информацию о регулировании контента, впервые раскрыв данные об ограничении контента на основании внутренних регламентов. Принадлежащая Microsoft поисковая система Bing раскрывает больше информации о модерации рекламного контента, чем любой другой сервис, включенный в наш рейтинг.
Kakao — единственная компания не из США, вошедшая в верхнюю половину рейтинга — создала комитет на уровне высшего руководства для контроля за вопросами конфиденциальности и свободы самовыражения.
Более подробно ознакомиться с отчётом можно здесь.
The main news of the week in the field of law.
On December 23, 2022, the Ministry of Justice included Roskomsvoboda in the register of unregistered public associations performing the functions of a foreign agent. We disagree with this decision and are appealing it in court.