Как мы уже писали ранее, Россия вошла в эпоху региональных мобильных шатдаунов, когда сбои происходят от Калининграда до Приморья. В связи с этим возникают проблемы не только с доступом к популярным интернет-ресурсам, но и неудобства совершенно бытового характера, когда люди элементарно не могут заплатить за проезд в общественном транспорте, в такси или рассчитаться за продукты на кассе супермаркетов, совершить мобильный перевод и так далее.
По данным проекта «На связи», в июне 2025 года в России 655 раз «отключали» мобильный и домашний интернет. В мае — 69 раз.
Пока внятных объяснений, как людям жить в условиях хаотичной мобильной интернет-блокады, ни власти, ни профильные ведомства не давали. Только в середине июля стало известно, что Минцифры разрабатывает единые правила отключения мобильного интернета, однако вряд ли это в принципе решит проблему доступа к связи и не станет лишь «упорядовачиванием» шатдаунов.
Тем временем власти в регионах начали публиковать карты публичных точек Wi-Fi с бесплатным интернетом.
В начале июля министр цифрового развития и связи области Дмитрий Вечеренко Оренбургской области сообщил об актуализации реестра работающих в регионе публичных точек и занесение из на карту для удобства жителей. Позже такая карта появилась на геоинформационном портале региона.
Карта бесплатных точек доступа к Wi-Fi появилась также в Нижегородской области. Там для этого использованы общественные точки от провайдера «Дом.Ру», а второй вид точек доступа предусмотрен на «умных остановках».
В Самарской области заработали публичные точки доступа Wi-Fi с бесплатным интернетом — решение приняли на фоне возможных ограничений мобильной связи. Карту с точками доступа опубликовало минцифры региона.
Карту опубликовало и Минцифры Пензенской области. О запуске новых публичных Wi-Fi-точек рассказали власти Камчатского края. Правительство Курской области также в июле поделилось планами о создании бесплатных общедоступных Wi-Fi-зон.
Татарстан также разместил на официальном сайте публичные точки доступа Wi-Fi в республике. Кроме этого разработана интерактивная карта в Псковской области.
В Ижевске разработали интерактивную карту, на которой отмечены бесплатные точки доступа к Wi-Fi, сообщает пресс-служба Корпорации развития Удмуртии.
Где ещё есть такие карты:
Насколько эффективным будет такой региональный тренд, сказать сложно. Вполне возможно, не все точки смогут вместить необходимое количество желающих, могут возникнуть и другие проблемы, например, нехватка мощности раздающих устройств и т.п. Как отметил в беседе с «Роскомсвободой» инженер одного межрегионального российского провайдера:
«Ресусрсы Wi-Fi-точек — они сильно ограничены. У вайфаев не может быть бесконечного количество абонентов (собственно, у мобильной связи тоже, но у вайфая оно значительно меньше). К тому же у них гораздо меньше покрытие и проникающая способность, чем у мобильной связи. Ещё не совсем понятно, реализована ли бесшовность — то есть когда ты перемещаешься между точками, и связь не пропадает, — с вайфаем это тоже возможно, но это надо настраивать отдельно и чтоб оборудование ещё и умело это делать. Опять же, какие частоты будут использованы? Частота 2.4 ГГц — перегружена и плохо работает на улице. Частота 5.2 ГГц — чище, но требует регистрации и согласования с операторами. Учтены ли эти факторы у подключенных в регионах устройств, неизвестно. Есть риск, что всё это — формальная имитация „мер безопасности“, а не реальное решение. То есть власти просто отчитаются: смотрите — мы хотя бы попытались, мы хоть что-то попробовали сделать...»
В любом случае можно сказать, что привычная жизнь, когда в любое время в любом магазине можно было расплатиться QR-кодом или банковской картой, а также парой кликов заказать еду или такси на дом, может уйти в прошлое, и по сути мы снова окажемся в эпохе начала «нулевых». Кстати, многие регионы предлагают карты скачать на устройства, видимо, на случай очередного мобильного шатдауна.
The main news of the week in the field of law.
On December 23, 2022, the Ministry of Justice included Roskomsvoboda in the register of unregistered public associations performing the functions of a foreign agent. We disagree with this decision and are appealing it in court.