15 января 2014 года группой депутатов был внесен в Государственную Думу РФ блок так называемых “антитеррористических законопроектов”, под номерами 428884-6, 428896-6 и 428889-6. Данные законопроекты усиливают соответственно контроль над коммуникациями граждан в интернете, ужесточают требования к переводу электронных денежных средств и расширяют полномочия сотрудников ФСБ.
Представленная группа законопроектов вызвала широкий резонанс и негативное восприятие как интернет-пользователей, так и общественных организаций, экспертов, интернет-отрасли. И это неудивительно, так как предлагаемые нововведения в существующие законы затрагивают сразу ряд сфер жизнедеятельности граждан, общественных организаций и коммерческих структур и носят регрессивный характер.
Все предлагаемые поправки и нововведения предполагают усиление контроля со стороны государства над сетевыми коммуникациями, ущемляют те или иные права граждан, налагают новые обременения на бизнес, в первую очередь — в области информационных технологий. Ведущие компании интернет-компании и организации, такие как «Яндекс», PayPal, «Российская Ассоциация электронных коммуникаций» (РАЭК) выступили с критикой такого подхода к ужесточению коммуникаций пользователей в интернете и ограничений электронных платежей. При этом представители интернет-отрасли указали на ряд недостатков “юридико-технического, технологического и концептуального характера” и обратили внимание, что “отдельные положения законопроекта не соответствуют существующей практике, международному опыту и не учитывает существующие технологические возможности”.
Против подобных ограничений ранее выступил и президент «Сбербанка» Герман Греф. В конце января он сообщил, что направил соответствующие обращения в Кремль, Минфин и Банк России. По словам Грефа, введение таких ограничений станет «колоссальным шагом назад».
Также известно, что Верховный суд РФ дал отрицательный отзыв к данному блоку “антитеррористических законопроектов”, указав на серьезные недостатки в текстах документов.
Общественная палата РФ в своем экспертном заключении указала, что представленные законопроекты “не создают реальных и эффективных механизмов для борьбы с терроризмом, предлагаемые в них меры не позволяют решить поставленные задачи, в ряде случаев законопроекты вступают в противоречие с действующим законодательством и создают условия для ограничения конституционных прав и свобод граждан”. В выводе экспертного заключения указано, что “законопроекты нуждаются в серьезной доработке, приведению в соответствие с действующим законодательством и не могут быть одобрены Общественной палатой Российской Федерации”.
Вместе с тем, проведена финансовая экспертиза со стороны компании «Финам», по данным которой реализация только одного законопроекта из этого блока (по контролю над коммуникациями граждан) обойдется интернет-бизнесу в России как минимум в 1 миллиард рублей, что является примерно пятой частью от всего оборота средств интернет-отрасли в нашей стране.
При этом среди экспертов вызывает крайнее недоумение и недопонимание высказывания идеолога и главного инициатора внедрения этого блока законопроектов — депутата ГД РФ Ирины Яровой, которая, в частности заявила, что критика данных нововведений могла быть заказана “организованными преступными группировками”.
Учитывая высокую значимость общественных дискуссий по данной теме и то, что этот блок законопроектов не был представлен на всеобщее обсуждение, эти законодательные акты были выставлены на прием предложений и замечаний со стороны всех желающих на портале “РосКомЗакон”.
Полная версия документа с приложениями на SlideShare (56 страниц)
Прямая ссылка на полную версию документа с приложениями в PDF (887 Kb)
Результативная часть документа на SlideShare (5 страниц)
Прямая ссылка результативную часть документа в PDF (267 Kb)
Общественное обсуждение блока “антитеррористических законопроектов” проводилось с 16 января по 14 февраля 2014 г. и в настоящее время еще не закрыто. Обсуждение организовано в форме публикации предложений, замечаний и обмена мнениями в формате дискуссии. Каждый законопроект из данного блока был выведен в отдельную тему и разбит постатейно, с возможностью прокомментировать каждый пункт любой статьи.
Обсуждение законопроекта № 428884-6 (об усилении контроля за коммуникациями граждан).
Обсуждение законопроекта № 428896-6 (об ограничениях при использовании электронных платежей).
Обсуждение законопроекта № 428889-6 (об усилении борьбы с терроризмом и расширении полномочий ФСБ).
За месяц общественного обсуждения данного блока законопроектов было принято 206 комментария с замечаниями по тексту предлагаемых документов.
Наибольшее количество комментариев (108) вызвала статья 1 законопроекта №428884-6, которая предполагает внесение изменений в закон 149-ФЗ от 26 июля 2006 г. «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и налагает новые обязанности на субъектов отношений в интернет-среде: уведомление надзорного органа о начале деятельности по распространению информации и хранение данных о действиях пользователей и передачу их государственным органам.
По результату общественного обсуждения на портале “РосКомЗакон” можно сделать ряд выводов:
1. Общество наряду с экспертами выносит негативную оценку всему блоку так называемых “антитеррористических” законопроектов.
2. Общество солидаризируется с интернет-бизнесом, Общественной палатой РФ и Верховным судом РФ в понимании и осознании потенциального вреда данных законопроектов для развития в России интернет-экономики, гражданского общества и создание условий для ограничения конституционных прав и свобод граждан.
3. Представленные механизмы по борьбе с терроризмом не представляются обществу эффективными и разумными при таких неоднозначных, расплывчатых и некорректных формулировках, которые содержатся в текстах данных законопроектов.
Общий итог:
Представленная группа законопроектов, которые входят в так называемый блок “антитеррористических” законодательных актов, предполагаемых к внедрению, являются недостаточно проработанными, они создавались без участия IT-отрасли, привлечения экспертов из бизнес-сообщества и без проведения открытых общественных дискуссий. Всё это отразилось на качестве формулировок во всех данных законопроектах, которые носят неоднозначный характер, с возможностью вольных трактовок и, как следствие, несут высокую степень опасности злоупотреблений при их правоприменении.
Вместе с тем, данные законопроекты способны спровоцировать отток интернет-бизнеса за пределы России, увеличить объемы “чёрных” и “серых” рынков интернет-экономики и их криминализацию, снизить уровень анонимной благотворительности, регрессировать развитие передовых средств в области коммуникации и взаимодействия интернет-пользователей и по факту вводят такие новые правовые условия, при которых создаются ограничения конституционных прав и свобод граждан нашей страны.
Данный пакет документов по результату общественного обсуждения мы представим как инициаторам блока «антитеррористических законопроектов», так и депутатам Госдумы РФ, которые солидарны с мнением интернет-пользователей, IT-отрасли, общественных организаций и государственных ведомств, выступающих против внедрения этих непродуманных и непроработанных законодательных актов.
The main news of the week in the field of law.
On December 23, 2022, the Ministry of Justice included Roskomsvoboda in the register of unregistered public associations performing the functions of a foreign agent. We disagree with this decision and are appealing it in court.