11 January 2023

Дайджест преследований СМИ: декабрь’2022

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ «РОСКОМСВОБОДА» ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА «РОСКОМСВОБОДА». 18+
Сделали обзор за последний месяц тяжёлого года: скандал вокруг «Дождя», приговор Сафронову — самый тяжкий в мире по версии «Репортёров без границ», принятие закона о запрете пропаганды диверсий, ужесточение законодательства об «иноагентстве», который ударил и по нам. Между тем в 2023 году нас ожидает больше фильмов о традиционных ценностях.

RSF: журналисты оказываются в тюрьме всё чаще

«Репортёры без границ» (Reporters Sans Frontières, RSF) подвели итоги 2022 года: на 1 декабря 535 журналистов в мире задержаны (антирекорд за все годы подсчёта), 65 взяты в заложники , 57 убиты и 49 пропали без вести . Приговор на 22 года колонии российскому экс-журналисту Ивану Сафронову — самый тяжкий из зафиксированных RSF в 2022 году.

«Авторитарные режимы всё чаще сажают журналистов в тюрьмы», — сделали вывод в организации.

Шторм вокруг «Дождя»

В начале декабря в Латвии аннулировали лицензию на вещание телеканала «Дождь» , после того как ведущий Алексей Коростелёв прямом эфире назвал российскую армию «нашей» и посочувствовал мобилизованным. Слова Коростелёва вызвали недовольство в соцсетях у некоторых латвийских политиков, которые заявили, что Коростелёв и «Дождь» помогают российской армии, проводящей «специальную военную операцию» в Украине. Ещё ранее «Дождь» оштрафовали за карту с Крымом в составе РФ и слова «наша армия» по отношению к ВС РФ. Таким образом, телеканал получил три предупреждения, последнее и привело к лишению лицензии, несмотря на то, что «Дождь» уволил Коростелёва. Латвия внесла журналиста в чёрный список.

Позднее генеральный директор телеканала Наталья Синдеева в интервью «Медузе» рассказала, что телеканал «Дождь» продолжит вещание, но уже без трансляции в кабельных сетях; что касается переезда из Латвии, то «мы давно уже об этом думали». Кроме того, Синдеева назвала ошибкой решение уволить Коростелёва. Однако Главред «Дождя» Тихон Дзядко заявил , что не вернёт уволенного журналиста.

Вслед за Латвией прекратили вещание канала и Эстония с Литвой , поскольку именно лицензия Латвии давала право транслировать контент в том числе на их территории.

«Но есть и хорошие новости. В ситуации, когда правительство Латвии лишает «Дождь» лицензии на вещание, вокруг телеканала сплачивается журналистское сообщество. В особенности русскоязычное, но даже Ассоциация журналистов Латвии выпустило стейтмент о том, что считает действия своего государства несоразмерными произошедшему и называет это негативным прецедентом. Под заявлением «Медузы», много лет уже работающей в Риге и, по сути, тоже находящейся под ударом, подписались сотни журналистов из разных стран мира, а также редакционные коллективы, НКО и общественные деятели. Это настоящая солидарность людей, работающих для того, чтобы общество знало правду. Они пишут у себя на страницах, что когда-нибудь они снова все поссорятся, но пока сейчас время быть вместе и стоять за общее», — прокомментировала ситуацию пресс-секретарь «Роскомсвободы» Наталья Малышева .

«Репортёры без границ» (RSF) призвали латвийский медиарегулятор не отзывать лицензию «Дождя». Немецкие журналисты тоже обратились к властям с призывом Латвии вернуть лицензию российскому независимому телеканалу «Дождь».

«Свобода прессы универсальна, это касается и Латвии — вне зависимости от того, насколько велик страх перед соседней Россией», — заявил председатель Немецкого союза журналистов Франк Ибераль.

«Роскомсвобода» присоединилась к заявлению «Медузы».

«Мы выступаем против таких радикальных мер, нарушающих не только права СМИ, но и право людей на доступ к информации — вне зависимости от источников. Мы должны знать разные мнения и не сужать их спектр до одного единственно верного, как кажется конкретному чиновнику или ведомству», — заявил глава «Роскомсвободы» Артём Козлюк .

29 декабря стало известно, что Латвийское управление по делам гражданства и миграции (PMLP) решило не отменять рабочие визы для сотрудников телеканала «Дождь».

«Текучка»

30 ноября Генпрокуратура РФ подготовила список нарушений , которые могут стать основаниями для запрета деятельности российских и иностранных СМИ:

  • распространение под видом достоверных «сообщений недостоверной общественно значимой информации, создающей угрозу причинения вреда» гражданам, имуществу, нарушения общественного порядка или работы важных объектов;

  • «фейки» об использовании армии и деятельности российских госорганов за рубежом; «дискредитация» ВС РФ;

  • распространение под видом достоверных сообщений с ложной информацией «об обстоятельствах, представляющих угрозу жизни и безопасности граждан» и мерах по обеспечению безопасности и территорий;

  • информация, которая оскорбляет человеческое достоинство и общественную нравственность;

  • явное неуважение к обществу, государству, официальным государственным символам России и её госорганам;

  • информация с призывами «к несанкционированным публичным мероприятиям»; к введению санкций в отношении России; информация, «содержащая оправдание экстремистской деятельности».

2 декабря журналистку Наилю Муллаеву арестовали на шесть суток по статье о повторном нарушении на митинге и оштрафовали на 30 тыс. руб. за «дискредитацию» российской армии. По словам адвоката Муллаевой Руслана Игнатьева, оба наказания связаны со сделанным девушкой репостом об акции 24 сентября.

3 декабря журналист и глава проекта «Антикоррупционный комитет» Амыр Айташев покинул Россию. Ранее его штрафовали по статье о дискредитации армии и выдали официальное предупреждение о возможном уголовном преследовании в случае третьего правонарушения.

4 декабря «Коммерсантъ» отменил оплаченную подписку на фотоархив Таисии Бекбулатовой . «Признание иноагентом — это не дискриминация, говорили они. Ха-ха», — отреагировала девушка.

5 декабря информационное агентство Sakh.com объявило , что прекращает своё существование из-за невозможности продолжать журналистскую деятельность «в условиях постоянных блокировок».

5 декабря стало известно, что оппозиционный чеченский блогер Тумсо Абдурахманов , критиковавший главу ЧР Рамзана Кадырова, убит в Швеции.

6 декабря видеохостинг YouTube заблокировал RT Balkan .

7 декабря суд в Чебоксарах оштрафовал заслуженного работника культуры и редактора оппозиционной чувашской газеты «Взятка» Юрия Пичугина на 40 тыс. руб. по статье о дискредитации российской армии.

7 декабря суд оставил в силе приговор экс-журналисту Ивану Сафронову . По статье о госизмене экс-журналиста приговорили к 22 годам колонии строго режима.

8 декабря суд отказал журналисту Дмитрию Колезеву в иске к Владимиру Соловьёву о защите чести и достоинства.

Напомним, в сентябре главный редактор издания Republic Дмитрий Колезев подал иск в Тверской суд Москвы. Причиной стали слова Владимира Соловьёва в эфире «России-1», который обозвал Колезева подонком и сотрудником иностранных спецслужб, а в своём стриме «Соловьев.Лайв» — «предателем Родины».

Колезев требовал от Соловьёва публично опровергнуть оскорбительные высказывания в свой адрес и выплатить компенсацию в миллион рублей, однако суд отверг почти все ходатайства адвоката, отказав в проведении лингвистической экспертизы высказываний Соловьёва.

9 декабря Мосгорсуд взыскал с МВД 1,5 млн руб. в пользу журналиста Ивана Голунова , которого в 2019 году задержали по ложному обвинению в покушении на сбыт наркотиков. При этом изначально журналист подавал иск на 5 млн руб. к задержавшим его полицейским, но апелляционный суд отклонил это требование. Голунов рассказал, что направит взысканную сумму на благотворительность.

13 декабря Верховный суд Республики Саха (Якутия) отменил решение о штрафе за «дискредитацию армии» Тимофею Ефремову . Суд вернул дело на новое рассмотрение.

13 декабря силовики пришли с обыском к матери издателя «Медиазоны» Петра Верзилова .

14 декабря суд в Москве заочно арестовал сооснователя «Диссернета» Андрея Заякина .

14 декабря журналисту Андрею Караулову изменили статус со свидетеля на подозреваемого в деле о клевете в отношении главы Ростеха Сергея Чемезова.

15 декабря Генпрокуратура утвердила обвинение журналисту Александру Невзорову о «дискредитации» российской армии. Материалы заочно рассмотрит Басманный суд.

17 декабря стало известно, что суд потребовал заблокировать сайт владимирского издания «Резонанс» из-за инструкции по уклонению от мобилизации.

21 декабря Госдума приняла закон о пожизненном наказании за диверсии и их пропаганду .

«Под пропагандой диверсии законодатели понимают деятельность по распространению материалов или информации, направленных на формирование у лица убеждённости в необходимости осуществления диверсионной деятельности, а под оправданием — публичные заявления о признании целей и практики диверсионной деятельности правильными, нуждающимися в поддержке и подражании», — анализирует Центр защиты прав СМИ .

22 декабря на бывшего журналиста Znak.com Игоря Пушкарёва составили протокол о «дискредитации» армии после жалоб петербургского бизнесмена Евгения Пригожина.

23 декабря Верховный суд РФ отказался признать незаконным решение первой инстанции своего же суда о прекращении деятельности сайта «Новой газеты» по требованию Роскомнадзора.

26 декабря руководителя Bellingcat Христо Грозев объявили в розыск в РФ.В октябре 2021 года Минюст РФ признал Bellingcat СМИ-«иноагентом». В июле этого года Генпрокуратура РФ признала нежелательной в России деятельность Bellingcat.

26 декабря Роскомнадзор заблокировал новый сайт телеканала «Дождь» .

27 декабря стало известно, что телеканалам поручили увеличить число фильмов о традиционных ценностях .

«…подготовить информацию о количестве просветительских и образовательных программ, документальных и художественных фильмов и сериалов, а также иных сюжетов, направленных на сохранение семейных ценностей, развитие и обучение детей, поддержание духовно-нравственных традиций и пропаганду многодетности, транслируемых либо планируемых к трансляции в эфирах соответствующих телеканалов с предоставлением информации о количестве эфирных часов, выделяемых на данные программы в сутки с указанием возрастной градации и наименований программ», — говорится в поручении Минцифры.

28 декабря на журналиста Сергея Резника завели четвёртое подряд уголовное дело — на этот раз за «публичное одобрение насилия в отношении военкомов».

29 декабря стало известно о закрытии старейшего в регионе независимого новгородского СМИ «Новая новгородская газета» . Своё решение руководство издания объяснило экономическими трудностями и существующими для авторов издания рисками. О других СМИ, закрытых в России под давлением цензуры и силовиков, читайте на сайте проекта «Кто ответил за слова» .

«Иноагентом» теперь может стать действительно любой

С 1 декабря 2022 года вступил в силу закон «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием» .  Он подразумевает, например, следующее:

  • все «иноагенты» теперь будут в одном реестре ;

  • «иноагенты» должны ставить на своих материалах новые пометки;

  • Минюст начнёт публиковать персональные данные «иноагентов»;

  • Минюст будет вести список лиц, аффилированных с «иноагентами».

15 декабря суд впервые оштрафовал объявленного «иноагентом» блогера Андрея Алексеева за недостаточно большие буквы маркировки.

В декабре в список внесли The Bell , журналистов Дмитрия Любимова , Юлию Таратуту , Андрея Колесникова , Анастасию Жвик, Глеба Пьяных , и — «Роскомсвободу» .

Мы не согласны с данным решением и обжалуем его.

Мы являемся патриотами своей страны, ведь настоящие патриоты — это не те, кто до безумия восхваляют свое правительство, а те, кто любят свою Родину и могут говорить правду тем, кто от лица государства наделил себя властью, даже тогда, когда эта правда кажется неудобной.

Contacts

For general questions

[email protected]

For legal questions

[email protected]

For media (Telegram)

+7 903 003-89-52

18+

On December 23, 2022, the Ministry of Justice included Roskomsvoboda in the register of unregistered public associations performing the functions of a foreign agent. We disagree with this decision and are appealing it in court.