Члены Совфеда Клишас, Бокова и ещё ряд сенаторов хотят обязать электронные почтовые службы блокировать рассылку противозаконной информации, а также ввести идентификацию пользователей по телефонному номеру.
В Госдуму внесен законопроект №760029-7 «О внесении изменений в статью 10-1 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»», которым вводится обязательная идентификация пользователей электронной почты по номеру телефона. Авторами инициативы выступили сенаторы Андрей Клишас, Александр Башкин, Людмила Бокова и Александр Карлин. Как считают авторы, эта мера должна сократить количество ложных анонимных сообщений о терактах.
Так как в России мобильные номера уже идентифицируются по паспорту, законопроект фактически предлагает связать электронную почту с документами пользователя. Похожую инициативу уже приняли в отношении пользователей мессенджеров.
Сведения о пользователях почтовые сервисы, согласно документу, обязаны будут сохранять только на территории РФ.
Другое предложение касается обязанности почтовых сервисов ограничивать передачу писем с информацией, запрещенной в России, в течение суток после получения соответствующего требования от властей.
.
Обращаем внимание, что в законопроекте идет речь о тех сервисах, которые внесены в реестр организаторов распространения информации (ОРИ) .
На текущий момент из почтовых служб туда внесены 5 сервисов:
.
«Куда, спрашивали, пропал сенатор Клишас? — комментирует эту инициативу шеф-редактор Znak.com Дмитрий Колезев. — А никуда не пропал. Занимается своим любимым делом: пишет законы об ограничениях в интернете. Вот, написал новый закон, который предлагает привязать аккаунты электронной почты к номерам мобильных телефонов. И блокировать письма с информацией, нарушающей закон (как я понимаю из текста закона, речь идет не о прелюстрации электронной почты, а о том, что в случае рассылки некой информации с конкретного адреса будет предложено заблокировать этот адрес). Объясняется это все тем, что с электронной почты поступают сообщения о лжеминировании, а найти их авторов невозможно. То есть, типа, никакой вам больше анонимной почты. А кто не подчинится — мы заблокируем (саркастически пишу вам это в Telegram)».
Исполнительный директор Ассоциации интернет-издателей Владимир Харитонов называет инициативу Клишаса и Боковой принуждением к перлюстрации пользовательской переписки, а также удивляется работоспособности и желанию сенаторов разрабатывать столько сомнительных законов:
Придумать запретить пользоваться электронной почтой без привязки телефонного номера и перлюстрировать все письма, чтобы не посылать «противозаконную» информацию, — это практически по полной. Где Клишас с Боковой столько берут? И как здоровья хватает? https://t.co/J2Sjzmw9k1
— Vladimir Kharitonov (@v_x) July 23, 2019
Создатель и владелец Telegram-канала «Эшер II» Филипп Кулин также прокомментировал данный законопроект, разобрав отдельные его пункты:
«Меня часто стали корить за то, что мои посты про технику становятся всё более политическими. Тут ведь какое дело… Я делал и делаю доклады про DNS, электронную почту, делаю и сам DNS и электронную почту. И беру я, значит, проекты законов или нормативов про электронную почту и/или DNS и сказать мне нечего. Потому что сутевое техническое содержание там — набор бессвязных предложений. А суть вся в политике. Это политические документы. Пытаться что-то там обсуждать по сути — метать бисер перед свиньями. Моё серьёзное отношение к Боковой и Клишасу (сенаторы) кончилось ещё на этапе законопроекта про «устойчивый Рунет». Бокова меня забанила, как только разговор вышел за пределы обсуждения лозунгов, а Клишас никогда и не имел обратной связи».
«Пояснительная записка к законопроекту поясняет, что он направлен на борьбу с «анонимками» о минированиях. Собственно, проблемы закон не решает никак. Принятие анонимных сообщений — принципиальная позиция силовиков. Для решения проблемы достаточно выпустить циркуляр о том, что анонимные сообщения не принимаются во внимание», — считает Кулин, продолжая препарировать документ:
«Резюмируя — наши «гуру» по регулированию интернета — Андрей Клишас и Людмила Бокова — выдали очередной слабоисполнимый и бессмысленный законопроект, чтобы «хайпануть»», — подытоживает владелец «Эшер II».
Стоит заметить, Сеть в целом восприняла этот законопроект с присущим ей юмором и лёгким раздражением от вредной деятельности некоторых народных избранников:
— Почту скажи свою?
— Клишас собака
— Дальше?
— Всё. Клишас собака pic.twitter.com/BIzyF93Cel— Усы Пескова (@Sandy_mustache) July 23, 2019
Клишас встал с утра, потянулся, сменил пижаму на парадную и проверил почту: а там уже лежит законопроект, который надо внести «типа сам написал». Законопроект о перлюстрации электронной почты. https://t.co/Q5TZdlb283
— Дмитрий Гудков (@gudkovd) July 23, 2019
Лучше ввести регистрацию имейлов через службу одного окна в МФЦ. Приходишь, получаешь талон, дожидаешься очереди, заполняешь анкету и после проверки МВД, ФСБ и ФНС тебе выдают логин и пароль. Удобно, доступно, безопасно! https://t.co/jqgCG0ohuR
— Олег Козловский (@kozlovsky) July 23, 2019
Давно не было новых ограничений в интернете.
Клишас и еще несколько сенаторов внесли в Госдуму новый законопроект. На этот раз хотят идентифицировать пользователей электронной почты по номеру телефона и ограничить передачу писем с запрещенной инфой https://t.co/al2ZQzCkR1 pic.twitter.com/7uJ0pN9Pqo
— Лентач (@oldLentach) July 23, 2019
Как видите, реализуемость данного законопроекта комментировать уже никто не пытается.
.
UPD.
Председатель Комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Леонид Левин прокомментировал данный законопроект:
«В пояснительной записке авторы говорят о важности предлагаемых мер для противодействия распространению заведомо ложных угроз совершения террористических актов, поступающих на электронные адреса органов государственной власти и объектов социальной или транспортной инфраструктуры. В то же время обозначенный в законопроекте механизм ограничения пересылки запрещенной информации не оговаривает необходимость законности действий со стороны уполномоченного органа и может быть истолкован как произвольное внесудебное ограничение установленного Конституций права граждан на тайну личной переписки.
Кроме того, предлагаемая норма ущемляет права тех, кто использует электронные сервисы через точки коллективного доступа и не имеет собственного мобильного телефона. Такая ситуация возможна в труднодоступных районах нашей страны.
Также необходимо предусмотреть защиту интересов российских компаний, предоставляющих услуги электронной почты и исключить создание для них неравного положения с зарубежными конкурентами на рынке таких услуг».
The main news of the week in the field of law.
On December 23, 2022, the Ministry of Justice included Roskomsvoboda in the register of unregistered public associations performing the functions of a foreign agent. We disagree with this decision and are appealing it in court.