Как следует из проекта указа Президента, который Минцифры направило в Минпромторг, ФСБ и Федеральную службу по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК), порядок такого перехода кабмин должен утвердить к сентябрю текущего года.
Минцифры предложило обязать владельцев элементов, входящих в критическую информационную инфраструктуру (КИИ), «преимущественно использовать» российский софт с 1 января 2021 года и российское оборудование — с 1 января 2022 года. Это следует из проекта указа Президента, который замглавы министерства Алексей Соколов отправил на согласование в Минпромторг, ФСБ и Федеральную службу по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК). Копия документа есть у РБК, подлинность его подтвердили два участника рынка.
К объектам КИИ относят сети и IT-системы госорганов, научных организаций, банков, предприятий оборонной, топливной и атомной промышленности, энергетики и других компаний. Они должны подключать объекты к Государственной системе обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак (ГосСОПКА), которую создала ФСБ. За нарушение правил предусмотрена уголовная ответственность.
Порядок перехода на отечественное оборудование и ПО, а также требования к ним до 1 сентября должно утвердить правительство. Согласно подготовленному Минцифры проекту постановления, владельцы КИИ смогут использовать только софт, который перечислен в реестрах российских и произведенных в ЕАЭС программ, и только оборудование, упомянутое в реестре российской радиоэлектронной продукции.
В подготовленных Минцифры проектах говорится, что владельцы КИИ должны провести аудит своего ПО и оборудования и согласовать использование иностранных продуктов с ведомствами. Оставить зарубежный софт или оборудование они смогут в том случае, если эти продукты не имеют аналогов в реестрах отечественного ПО и оборудования.
«Железо» также можно будет сохранить, если российский аналог из-за технических характеристик не позволит выполнить установленные законом цели и задачи. Однако в этих случаях за техподдержку и модернизацию софта и оборудования должны отвечать российские организации, не находящиеся под прямым или косвенным контролем иностранных компаний или физлиц.
В аппарате вице-премьера Юрия Борисова сообщили РБК, что не видели документ, но знакомы с инициативой Минкомсвязи и поддерживают её.
The main news of the week in the field of law.
On December 23, 2022, the Ministry of Justice included Roskomsvoboda in the register of unregistered public associations performing the functions of a foreign agent. We disagree with this decision and are appealing it in court.