Документ, разработанный Вячеславом Володиным и Павлом Крашенинниковым, призван отрегулировать правоотношения в рамках «цифровой экономики», а также вводит понятие «цифровые деньги» (или «криптовалюта»).
Спикер Госдумы Вячеслав Володин и глава думского комитета по госстроительству и законодательству Павел Крашенинников внесли в Госдуму законопроект №424632-7, создающий основу для регулирования правоотношений в рамках «цифровой экономики».
В пояснительной записке сказано, что «проект федерального закона «О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации» имеет целью закрепление в гражданском законодательстве нескольких базовых положений, отталкиваясь от которых, российский законодатель мог бы осуществлять регулирование рынка существующих в информационно- телекоммуникационной сети новых объектов экономических отношений (в обиходе — «токены», «криптовалюта» и пр.), обеспечивать условия для совершения и исполнения сделок в цифровой среде, в том числе сделок, позволяющих предоставлять массивы сведений (информацию). Фактически эти новые объекты создаются и используются участниками информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе российскими гражданами или юридическими лицами, но российским законодательством не признаются».
Проект вводит понятие «цифровые деньги» (в обиходе — «криптовалюта») и закрепляет главное правило — законным средством платежа они не являются. Но в случаях и на условиях, установленных законом (то есть в перспективе), цифровые деньги смогут использоваться физическими и юридическими лицами в качестве платежного средства в контролируемых объемах и в дополнительно урегулированном порядке.
Отмечается также, что для описания того, каким образом будет осуществляться оборот цифровых денег, в проектируемой статье Гражданского кодекса применяется юридико-технический прием — правила о цифровых правах будут применяться к цифровым деньгам.
«Это означает, что в информационной системе должны существовать записи об обладателях цифровых денег и что такие деньги переходят от одного лица к другому только с помощью записи. Указанный прием позволит также включить цифровые деньги в конкурсную массу должника и в наследственную массу, однако следует понимать, что даже при прямом указании в законе это будет возможно лишь тогда, когда есть техническая возможность принудительного совершения записи о новом обладателе прав на данный объект», — говорится в документе.
Проект вводит в гражданское законодательство базовое понятие «цифровое право». Им авторы законопроекта хотят заменить термин «токен», который «изначально обозначает устройство для идентификации, а сейчас стал использоваться в IT-лексиконе для обозначения шифров, владение которыми дает в сети определенные возможности, предлагается отвечающее традициям российского права понятие «цифровое право»».
«Сущность «цифрового права» как новой юридической фикции близка к сущности ценной бумаги, — заявляют авторы, — поэтому под таким правом предлагается понимать совокупность электронных данных (цифровой код, обозначение), которая удостоверяет права на объекты гражданских прав. … Разумеется, цифровое право может удостоверить лишь права на вещи, иное имущество, результаты работ, оказание услуг, исключительные права».
Как отмечается, для облегчения совершения сделок с цифровыми правами законопроектом совершенствуются правила гражданского законодательства о форме сделок, в том числе договоров. В частности, предлагается установить, что выражение лицом своей воли с помощью электронных или других аналогичных технических средств будет приравнено к простой письменной форме сделки.
«Например, на странице в сети «Интернет», в информационной системе, в том числе в приложении на смартфоне, описаны условия для нажатия клавиши ОК, из которых вытекает, что такого нажатия достаточно для полноценного волеизъявления. Таким образом в настоящее время совершается значительное число волеизъявлений — с помощью нажатия кнопки на смартфоне или клавиши на компьютере», — заявил Крашенинников.
Отмечается также, что для целей исполнения сделок с цифровыми правами вводится правило, что факт совершенного компьютерной программой исполнения сделки не оспаривается. Как поясняется, это будет действовать во всех случаях, за исключением вмешательства в действие программы.
Документ также призван легализовать сбор и обработки значительных массивов обезличенной информации – big data, для чего в Гражданский кодекс вводится конструкция договора об оказании услуг по предоставлению информации и расширяется понятие базы данных — «совокупность данных и сведений».
«При этом закрепляется, что согласно интересам сторон сделки, договором может предусматриваться обязанность не совершать действия, в результате которых передаваемая информация может быть раскрыта третьим лицам», — сообщил Крашенинников.
Введение в действие данного законопроекта, уверяют депутаты, не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет федерального бюджета.
Читайте также:
Цифровая экономика в РФ: увеличится ли отставание от ведущих держав?
?
Программа «Цифровая экономика» может отрицательно повлиять на развитие отечественного IT
?
Хакерам заплатят из бюджета в рамках программы «Цифровая экономика»
?
Медведев поручил законодательно перевести все госорганы на отечественное ПО
The main news of the week in the field of law.
On December 23, 2022, the Ministry of Justice included Roskomsvoboda in the register of unregistered public associations performing the functions of a foreign agent. We disagree with this decision and are appealing it in court.