В КоАП внесут изменения, согласно которым покупка зарубежного ПО при наличии отечественного аналога будет караться штрафом.
Соответствующие изменения в КоАП готовятся представителями Минэкономразвития и Минкомсвязи. Эти планы описаны в проекте «дорожной карты», подготовленной подгруппой «Интернет+суверенитет», действующей при помощнике президента РФ Игоре Щеголеве. Эксперты предупреждают, что массовый и принудительный переход на отечественные программы несет в себе значительные риски для пользователей.
По словам главы подгруппы «Интернет+суверенитет» Ильи Массуха, у инициаторов ужесточения санкций по отношению к «непатриотичным» чиновникам есть идея накладывать штраф величиной в определённое количество процентов от стоимости «неправильно проведённой закупки программного обеспечения». Изменения будут подготовлены в статью 7.30 КоАП РФ — «Нарушение порядка осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». В этой статье будет описана ответственность за нарушения, допущенные при закупках программного обеспечения.
1 января 2016 года в силу вступили законодательные нормы, устанавливающие запрет на закупку иностранного программного обеспечения для государственных и муниципальных нужд. Исключения предусмотрены только для тех случаев, когда в реестре российского программного обеспечения (его ведением занимается Минкомсвязь) отсутствует аналогичное российское или отечественное ПО, или когда программное обеспечение, включенное в реестр, не соответствует требуемым техническим характеристикам.
Согласно данным статистики ФАС, самые частые нарушения при закупке ПО связаны именно с закупкой иностранного софта при том, что российский аналог существует и внесен в реестр отечественного софта. При этом, по словам экспертов, ФАС, в силу положений о контрактной системе, не может требовать аннулирования контракта, поскольку он уже подписан и его исполнение началось, поэтому требовать расторжения можно только через суд, и здесь мнения экспертов расходятся, поскольку одни считают, что суд поддержит расторжение, другие указывают на судебную практику, согласно которой спорную сделку, как правило, уже отменить нельзя.
В Минэкономразвития отметили, что они считают целесообразным вводить меры ответственности за допущенные нарушения при госзакупках.
Глава департамента информационной безопасности компании SoftLine Олег Шабуров считает, что монополия российских компаний несет в себе существенные риски для пользователей:
«По ряду направлений иностранные компании имеют больший опыт и огромное количество клиентов, а значит, продукт прошел множество циклов проверки на различные уязвимости, в том числе от вмешательства злоумышленников. Российский софт в ряде направлений существует не так давно, а значит, может быть подвержен хакерским атакам. Поэтому сейчас у госорганов стоит выбор между покупкой у иностранных вендоров софта, в котором могут быть скрытые закладки, и российским продуктом, который может не иметь должной степени защищенности».
.
Собственный пример перехода на отечественное ПО решила показать Минкомсвязь, объявившая об отказе от Microsoft Office и переходе на отечественные офисные программы. До конца 2016 года планируется выбрать подходящий софт и поставщиков, а с 2017 года чиновники начнут работать в отечественных программах, заявил глава подгруппы «Интернет + суверенитет» рабочей группы по развитию интернета при правительстве Илья Массух. Он пояснил, что будут внедряться в отечественные аналоги Word, Excel, почтовых клиентов и т.д.
В пресс-службе Минкомсвязи заявили, что объявлен конкурс на проведение закупки российского офисного софта, и обработка заявок уже идет. В пресс-службе отказались ответить на вопрос, какие именно программные продукты рассматриваются к закупке. По словам источника в министерстве, как вариант рассматривается программный пакет «Мой офис профессиональный» на общую закупочную сумму 2 млн руб.
Напомним, ранее глава Минкомсвязи пообещал закручивание гаек в вопросе перехода на отечественный софт.
Эксперимент с полным переходом на импортозамещённое ПО пройдёт во Владимирской области, где началось тестирование российского программного обеспечения GosLinux, которое в будущем должно заменить иностранные операционные системы. В июне 2016 года сотрудники Центра компетенции (ЦК) «Интернет плюс суверенитет», который создан при Институте развития интернета, анонсировали проведение полевого аудита IT-инфраструктуры во Владимирской области. По его итогам ЦК должен был вместе с администрацией сверстать бюджет, ориентированный на импортозамещение в сфере IT, а также предоставить несколько программных пакетов от российских разработчиков.
По сообщению пресс-службы администрации Владимирской области, испытания завершатся уже до конца этого года, а со следующего начнётся массовое распространение программного обеспечения от российских разработчиков.
Правда, как так получилось, что созданный на основе открытого ПО дистрибутив перешёл уже в разряд отечественных, опять остаётся загадкой. Российские законодатели в Госдуме нового созыва уже успели сломать немало копий на этой теме. Депутат от КПРФ Дмитрий Новиков неделю назад внёс законопроект «Об особенностях закупок проприетарного (закрытого) и свободного программного обеспечения», который предполагает дать определения свободному программного обеспечению (СПО) и проприетарному ПО. Под СПО понимается «программное обеспечение, имеющее открытый исходный код и распространяемое по открытым лицензиям на условиях специального лицензионного договора, на основании которого пользователь получает неограниченное право на его установку, запуск, а также свободное использование, изучение, распространение и изменение (модификацию) по своему усмотрению в любых, не запрещенных законом целях».
Под проприетарным (закрытым) ПО подразумевается «программное обеспечение, правообладателем которого является его разработчик или иной владелец авторского права, обладающий исключительным правом на использование, модификацию, копирование и распространение этого программного обеспечения, что реализуется как через использование технических средств, так и с помощью лицензионных соглашений, содержащих в себе полный или ограниченный запрет на копирование, модификацию и распространение программного продукта при любых обстоятельствах».
Между тем, участники ИТ-рынка не согласны с предлагаемыми изменениями. «Предлагаемый законопроект можно рассматривать как попытку обойти Реестр отечественного ПО, — говорит советник гендиректора СПО-разработчика «Базальт» Алексей Смирнов. — Его принятие приведет к тому, что вместо разработчиков преференции получат компании, занимающиеся внедрением уже готового ПО».
«Реестр российского ПО содержит как проприетарное, так и свободное ПО, — напоминает исполнительный директор Ассоциации разработчиков программных продуктов «Отечественный софт» Евгения Василенко. — Если кто-то из интеграторов продает продукт российских разработчиков, то это только хорошо. Об этой эффективности Реестра можно будет судить только после появления статистики по увеличению доли российских разработчиков при госзакупках ПО. А предлагаемые изменения скорее навредят, чем помогут российским разработчикам, так как поставят их в неравные условия».
В итоге судьба законопроекта так и осталась нерешённой, а документ, внесённый депутатом Новиковым, был удалён с сайта Государственной думы VII созыва.
Читайте также:
Глава Минкомсвязи пообещал закручивание гаек в вопросах импортозамещения
?
Суверенный интернет: раздробление Сети и самоизоляция под эгидой безопасности
?
Ростелеком переводит ряд госсайтов с Oracle на отечественное ПО
?
Новая российская комедия абсурда
The main news of the week in the field of law.
On December 23, 2022, the Ministry of Justice included Roskomsvoboda in the register of unregistered public associations performing the functions of a foreign agent. We disagree with this decision and are appealing it in court.