Депутатам не понравилось присутствие в топе новостей о якобы запрете на эксплуатацию старых автомобилей, по которому представительница профильного комитета ГД вынуждена была давать разъяснения из-за возникшего общественного резонанса.
Недавно депутаты Государственной думы РФ попали в курьёзную ситуацию. СМИ стало известно о том, что комитет ГД по промышленности предложил запретить эксплуатацию транспортных средств, «достигших предельного срока эксплуатации». Соответствующий документ, с текстом которого ознакомился “Ъ”, был подготовлен по итогам обсуждения экологических проблем автотранспорта на круглом столе и направлен в Минтранс и Минпромторг зампредом комитета Альфией Когогиной. В момент публикации вряд ли кто-то мог предполагать, что из этой новости разгорится очередной цензурный скандал.
Оба министерства подтвердили получение предложений комитета и сказали, что они прорабатываются. В Минпромторге отметили, что «вывод старой техники из оборота должен осуществляться за счет применения мер экономического, технического и организационного регулирования», а также за счет стимулирования автовладельцев на приобретение новых автомобилей.
Вполне ожидаемо, что новость вызвала широкий общественный резонанс, зачастую — с негативным окрасом, а СМИ растиражировали её в интернете, после чего госпоже Когогиной пришлось давать журналистам пояснения — подготовленное ранее комитетом письмо о возможном ограничении срока эксплуатации автомобильной техники, является лишь «рекомендацией круглого стола, а не законодательной инициативой депутата».
По данным Когогиной, в крупных городах сегодня до 85% загрязнения окружающей среды приходится на выхлопы от автотранспорта. При этом старые грузовые автомобили и автобусы «значительно чаще становятся участниками ДТП» из-за их несоответствия современным требованиям.
«Все это требует принятия мер для стимулирования обновления автопарка коммерческой техники ускоренными темпами. Это могут быть меры как налогового, так и стимулирующего характера, как, например, льготный лизинг или trade-in»,— подчеркнула она.
То есть пояснения не сразу, но появились. Однако приказать интернету замолчать, а пользователям — не кликать на соответствующие ссылки не в силах никто в этом мире, и новость в изначальном виде оказалась в топе всех новостных агрегаторов, и ещё долго не уходила оттуда.
Поскольку столь ощутимое фиаско надо на кого-то списать, народные избранники решили объявить новость фейковой, а виновными назначить новостные агрегаторы.
Единоросс Андрей Исаев обвинил новостные агрегаторы в умышленном нагнетании социальной ситуации: https://t.co/NtyULhAAv2 pic.twitter.com/2mEfohvHnQ
— ТАСС (@tass_agency) August 14, 2019
На сайте Госдумы появилось сообщение следующего содержания:
«В ГД планируют выяснить, почему в новостных «топах» остаются заголовки с фейковой информацией. Об этом рассказал Первый заместитель руководителя фракции «Единая Россия» Андрей Исаев, отметив, что складывается впечатление, что поисковые системы специально нагнетают социально-политическую ситуацию .
<…> Депутаты в сентябре пригласят в Государственную Думу представителей ряда новостных агрегаторов, продолжающих выводить в «топы» информацию о якобы намерении «запретить эксплуатацию старых автомобилей» несмотря на четко обозначенную позицию: палата парламента такие идеи не поддержит».
.
Советник спикера Госдумы Анастасия Кашеварова, в свою очередь, сообщила , что депутаты хотят встретиться с Вячеславом Володиным, чтобы обсудить законопроект, ограничивающий долю иностранного участия в «значимых информационных ресурсах», в том числе в новостных агрегаторах. По словам Кашеваровой, депутаты хотят поддержать это предложение.
⚡️ Тема фейковых новостей в Яндексе @yandex будет рассмотрена на внеочередном Совете ГД 19 августа https://t.co/N7Dz8mmRmv pic.twitter.com/cJArC3mlcy
— Государственная Дума (@dumagovru) August 15, 2019
О том, что депутаты продолжают бродить кругами возле агрегаторов новостей, намереваясь зарегулировать их ещё больше, давно не секрет. Однако использование провала собственной информационной политики как повод для очередного ограничения свободы IT-компаний — это уже что-то новенькое. Поэтому вполне логично, что ряд журналистов и общественных деятелей воспринял столь неожиданную для лета депутатскую активность критически.
«Кстати, в чем заключалась история? — пишет шеф-редактор «Знак.ком» Дмитрий Колезев. — Новость про запрет эксплуатации старых автомобилей родилась из заявления другого депутата — Альфии Когогиной (тоже «Единая Россия»). Та направила в Минтранс соответствующее письмо, а после публикации «Коммерсанта» вынуждена была давать пояснения и уточнять свою позицию. Чтобы успокоить людей, выступила и фракция ЕР».
Разумеется, старые новости о предложении Когогиной какое-то время еще висели в топах и в виду своей скандальности собирали достаточно большой трафик:
«Но единороссу Исаеву (как и многим оппозиционерам) этого не понять. В его картине мира:
1. Когда СМИ пишут про неосторожные или глупые заявления депутатов, в этом виноваты СМИ, а не депутаты.
2. Как только публикуется какое-то опровержение и уточнение, все СМИ и агрегаторы должны немедленно удалить старые новости.
3. Агрегаторы могут менять заголовки новостей СМИ.
4. Агрегаторы подчиняются не алгоритмам, а чьей-то могущественной воле.
5. Негативные новости не информируют граждан, а «нагнетают социально-политическую ситуацию».Пассаж про то, что Госдума «никогда не поддержит решения, которые ущемляют права и интересы граждан» я комментировать не буду. Сами все понимаете».
.
Депутатам не понравилось, что новостные агрегаторы вывели в «топ» новость о том, что Госдума намерена запретить эксплуатацию старых автомобилей. Ну чем не повод для введения цензуры https://t.co/AMuHoYNqwa
— МБХ Медиа (@MBKhMedia) August 14, 2019
В Госдуме считают, что если депутат сказал что-то не то и про это написали в интернете, то виноват не депутат, а интернет. Логично же. https://t.co/73dK6tpS3W
— Znak.com (@znak_com) August 15, 2019
.
«Вчера был на съемках у Сергея Медведева на «Радио Свобода», — делится мнением в своем Telegram-канале исполнительный директор ОЗИ Михаил Климарёв. — Обсуждали за Яндекс и попытки его национализации. Моим оппонентом был Эльдар Муртазин (aka Ведущий мобильный аналитик) и мы там немного похоливорили (в рамках приличия!), но к выводу, разумеется, не пришли. Вся проблема Яндекса сейчас — в слишком большой медийности (по мнению депутатов-шизофреников) и влиянии на ширнармассы (по мнению шизофреников-депутатов)».
Единственно правильным решением, считает Климарёв, было бы отключение Яндексом новостного агрегатора, поскольку «даже с точки зрения бизнеса — это уже никакой не генератор прибыли, а вовсе даже генератор рисков».
«Вообще, вести бизнес в России сейчас — сплошной генератор рисков, но тут уже мало что можно сделать», — подытоживает представитель ОЗИ.
Напомним, регулирование государством новостных агрегаторов началось в 2017 году после вступления в силу федерального закона №208-ФЗ. Согласно ему, агрегатор обязан проверять достоверность общественно значимых сведений до их распространения и незамедлительно прекратить их распространение на основании предписания Роскомнадзора. На агрегаторы новостей был наложен ещё ряд обязанностей, в частности — необходимость регистрации, после чего Роскомнадзор вносит ресурс в соответствующий реестр. В данный момент в реестре новостных агрегаторов зарегистрировано 4 участника :
Крупнейший мировой сервис Google News российское надзорное ведомство отказалось вносить в реестр, поскольку он «не собирает аудиторию больше 1 млн.человек в сутки», как того требует 208-ФЗ. Несмотря на это, депутаты хотят видеть и представителей американского IT-гиганта, исходя из того, что приглашаются все агрегаторы, «особенно если они зарегистрированы за рубежом». Какие ещё вопросы, кроме «неправильного включения новостей в топ», будут задавать депутаты агрегаторам и поисковикам, пока неясно, однако факт того, что они снова вспомнили про законопроект об «общественно значимых ресурсах», наталкивает на серьёзные опасения.
The main news of the week in the field of law.
On December 23, 2022, the Ministry of Justice included Roskomsvoboda in the register of unregistered public associations performing the functions of a foreign agent. We disagree with this decision and are appealing it in court.