.
По словам главы Минкомсвязи Николая Никифорова, принятие антитеррористических поправок в закон «О связи», обязывающих операторов хранить данные в течение трех лет, приведет к «драматическому» росту тарифов.
Проект закона, обязывающего мобильных операторов хранить записи разговоров, архив SMS и интернет-трафик в течение трёх лет, был внесен в Госдуму главами комитетов по безопасности обеих палат Федерального Собрания (сенатором Виктором Озеровым и депутатом Ириной Яровой). Предполагается, что хранение указанных данных и их предоставление спецслужбам по первому запросу поможет укреплению антитеррористической безопасности.
«Большая тройка» российских операторов мобильной связи (МТС, «Билайн», «МегаФон») считает данные требования невыполнимыми, поскольку в случае их принятия затраты на установку и обслуживание оборудования превысят предполагаемую выручку компаний. В МТС оценивают объем годового трафика в 5-6 млн терабайт, в «МегаФоне» — в 6 млн терабайт только интернет-данных, плюс 700 млрд минут голосовых вызовов и 50 млрд сообщений.
Хранение подобного объема данных, по подсчетам оператора, будет стоить 1,4 трлн рублей (около 20,8 млрд долларов) при заявленной выручке «МегаФона» в 2015 году в 308 млрд рублей. В МТС оценивают затраты на хранение данных в 3 млрд рублей за 12 часов, выручка оператора за прошлый год составила 391 млрд рублей.
Общий объем информации, который придется хранить всем операторам связи за три года, составит около 1700 Эб. Оборудование для хранения такого объема данных обойдется в $70 млрд, однако сейчас его негде размещать: емкостей нынешних дата-центров не хватит, и их придется расширять. Кроме того, добавятся расходы на электропитание и кондиционирование и в итоге исполнение требований закона обойдется отрасли минимум в $200 млрд. За весь год на российский рынок, по их подсчетам, было поставлено систем хранения данных лишь на 0,48 Эб.
Министр связи считает:
«…технически это реализовать возможно, но крайне сложно и крайне затратно — речь идет об огромных суммах затрат. И поэтому соответствующие расчеты мы представим законодателям. Если законопроект в текущем виде принять, это приведет к драматическому росту цен на услуги связи. Я уверен, что этого не хотят ни депутаты, ни Государственная дума, ни наши граждане».
.
Министр добавил, что в настоящее время Минкомсвязь готовит соответствующий отзыв, который будет отправлен в установленные сроки. Никифоров не исключил, что целесообразнее было бы хранить информацию о факте совершения звонков и отправке сообщений абонентами:
«Возможно, речь может идти о хранении информации о факте совершения звонка или об отправке сообщения, но не о всем объеме передаваемой информации. Более того, существующая информация о самих фактах вызовов или отправке сообщений фактически операторами хранится в рамках действующей нормативной базы.
Пока наша позиция — что это чрезвычайная мера, которая просто не была подкреплена необходимым техническим и экономическим расчетом на этапе ее внесения».
.
Кроме того, Минкомсвязь уже отреагировало на заявления Национального антитеррористического комитета (НАК) касаемо желания властей контролировать шифрованный трафик. Министерство считает, что регулирование, в том числе шифрованного трафика, должно быть сбалансировано. По словам Никифорова:
«Очевидно, что этот вопрос интересует все государства. Мы об этом слышим и в контексте расследования самых разных террористических атак и в Европе, и много где еще. В чем здесь есть такая логическая проблема — она заключается в том, что, сколько бы мы чего ни пытались блокировать, регулировать, столько же всего нового и будет появляться. Поэтому нужно найти разумный баланс, чтобы в процессе этой борьбы мы не потеряли саму цель, ради чего мы это делаем: наша цель — обеспечивать определенный уровень безопасности. И надо думать об этой безопасности. Возможные подходы к регулированию — это лишь инструменты.
Вот сейчас обсуждается вопрос изменения законодательства относительно блокировки «зеркал». Как только мы примем их, будет очередной виток других технологий и их использования. Поэтому можно сколько угодно пытаться линейным методом эту проблему решать — здесь надо решать ее гораздо более креативно, нелинейно и не забывать о цели — что мы хотим добиться».
.
Доводы Минкомсвязи, на наш взгляд, выглядят более чем разумно, вот только воспользуются ли добрым советом профессионалов депутаты? Вывод экспертов о невозможности контроля над агрегаторами новостей не остановил их от принятия этого законопроекта в первом чтении. Поэтому остановит ли их принятие одиозного законопроекта «О связи», сказать сложно.
Кстати, касаемо последнего законопроекта возникает щекотливый вопрос — а задумывался ли кто-то из политиков над моральной стороной законопроекта? Ведь, по идее, сам факт существования такой законодательной инициативы говорит о том, что господа Яровая и Озеров каждого россиянина считают потенциальным экстремистом и шпионом. В том числе и всех своих избирателей. Иначе для чего нужен такой тщательный мониторинг с сохранением «цифровых вещдоков» на всех, кто пользуется мобильной связью?
Читайте также:
Новый «антиэкстремистский» законопроект, вводящий тотальную слежку, готовится к первому чтению в Госдуме
Госорганы хотят контролировать шифрованный трафик, а всех операторов связи снабдят «Ревизором» до конца года
Законопроект о новостных агрегаторах нашёл одобрение в комитете Госдумы по инфополитике и рекомендован к принятию
_____
The main news of the week in the field of law.
On December 23, 2022, the Ministry of Justice included Roskomsvoboda in the register of unregistered public associations performing the functions of a foreign agent. We disagree with this decision and are appealing it in court.