Пресненский районный суд Москвы признал виновным интернет-предпринимателя и блогера Антона Носика по статье 282 УК, оштрафовав на 500 тысяч рублей.
Напомним, ранее в ходе прений в Пресненском районном суде Москвы гособвинитель попросил приговорить блогера Антона Носика, обвиняемого в экстремизме, к двум годам колонии и штрафу в 180 тысяч рублей. «Прошу признать обвиняемого виновным и назначить ему наказание в виде двух лет колонии и штрафа в 180 тысяч рублей», — сказал прокурор.
По версии следствия, 1 октября 2015 года Антон Носик, используя персональный компьютер, «с целью возбуждения ненависти и вражды в отношении группы лиц по национальному признаку, разместил статью экстремистского содержания, что подтверждается результатами проведенной экспертизы». Речь идет о посте в ЖЖ о ситуации в Сирии. В то же день он выступил с обсуждением данной темы на «Эхе Москвы». Примечательно, что в качестве свидетеля обвинения выступил публицист МИА «Россия сегодня» Илья Ремесло.
В своём последнем слове, произнесённом сегодня на суде, Антон Носик вспомнил похожий на свой случай, произошедший с советским экономистом Николаем Николаевичем Ивановым, который до декабря 1940 года работал советским поверенным в делах во Франции:
«Вскоре после возвращения в Москву он был арестован за «антигерманские настроения». Арест случился в те времена, когда еще действовал пакт Молотова-Риббентропа, по которому стороны обязались прекратить враждебную пропаганду по отношению друг к другу. Чтобы доказать Гитлеру, что обязательства соблюдаются, Сталин распорядился обеспечить в СССР аресты и посадки за «антигерманскую пропаганду». Но советский дипломат Николай Иванов приговор Особого совещания — пять лет лагерей — получил в сентябре 1941 года. В Москву он смог вернуться лишь через 13 лет после вынесения приговора.
«Трудно себе это представить: гитлеровцы рвались к Москве, газеты писали о »псах-рыцарях», а какой-то чиновник ГБ спокойно оформлял дело, затеянное еще во времена германо-советского пакта; поставил номер и положил в папку, чтобы все сохранилось для потомства…», — напишет об этом деле Илья Эренбург в своих воспоминаниях.
Трудно не вспомнить эту историю в связи с моим сегодняшним делом. Ни для кого не секрет, что происходит сегодня в сирийском городе Алеппо. Город с населением в полмиллиона взят в осаду войсками правительства Сирии и Корпусом стражей исламской революции при поддержке российской авиации. […] И в то самое время, как российские войска активно участвуют в штурме Алеппо, в столице России меня судят за поддержку действий этих самых войск. В моем уголовном деле можно прочитать заключение некоего эксперта управления по защите конституционного строя ФСБ о том, что бомбардировки Сирии, которые я поддержал больше года тому назад, являются преступлением экстремистской и террористической направленности».
.
Также Носик напомнил печальную статистику вынесенных российским правосудием оправдательных приговоров, которых не более 0,7%, и причина здесь, по словам людей из правоохранительной системы, — тщательно проведённое предварительное следствие, благодаря которому «в суд попадают только стопроцентно доказанные обвинения», и теперь, отметил Носик, ему предстоит проверить состоятельность этого утверждения. Обвинение также не попыталось доказать, по мнению Носика, что высказанное им в эфире «Эха Москвы» и выложенное в ЖЖ суждение имело преступный умысел, как об этом сказано во первых строках обвинительного заключения:
«Откуда им известно об этом умысле? Может, они представили свидетелей, с которыми я этим умыслом делился? Или перехватили какие-то мои сообщения, письма, черновики, на которых основано суждение о моем намерении подорвать основы конституционного строя России? А может, в расследовании дела участвовал опытный телепат, который залез в мою голову и прочел там преступные мысли?
В статье 14 действующего УК РФ сказано, что для квалификации любого действия как уголовного преступления необходимо, чтобы оно носило характер общественно опасного деяния. В чем состоит общественная опасность поста в моем ЖЖ или моей беседы с коллегами в эфире «Эха Москвы»? На 420 листах своего уголовного дела я не нашел ни ответа на этот вопрос, ни самого вопроса. В ходе судебного следствия и прений обвинение тоже обошло его молчанием. Где те читатели и радиослушатели, в душах которых я возбудил ненависть либо вражду к национально-территориальной группе «сирийцы»?»
В последнем слове Носик также напомнил, что по 282-й статье нет оправдательных приговоров, и если изначально эксперты не нашли в его словах экстремизма, то «потом следствие нашло «правильных» экспертов». К реальному сроку Антон Носик, по его словам, готов, и уже собрал сумку с тридцатью килограммами вещей, попросив суд отнестись к его приговору «со всей серьёзностью»:
«Если вы считаете, что я своей жизнью, трудом, общественной деятельностью не заслужил на шестом десятке лет клеймо уголовника — то просто оправдайте меня. А если считаете, что заслужил — не идите на поводу у Вовы Соловьева и его гостей, требовавших каких-то символических полумер, мы же взрослые и серьезные люди, не боимся ни начальства, ни друг друга, ни Мосгорсуда. Назначьте, пожалуйста, реальный срок, пусть и у Катерины Сергеевны сегодня будет праздник, не только у евреев».
Носик собрал в СИЗО 30 кг вещей. На заднем плане сумочка pic.twitter.com/5wdW69auZU
— Грани.Ру (@GraniTweet) 3 октября 2016 г.
Судья Евгений Найденов после перерыва зачитал приговор, в котором, опираясь на показания публициста Ильи Ремесло, написавшего заявление по 282-й статье УК после прослушивания передачи на радио «Эхо Москвы» с участием Носика, установил вину блогера и приговорил к штрафу в 500 000 рублей.
Носику штраф 500 тыс. Видео грузится https://t.co/aFzQwMAUgh
— Грани.Ру (@GraniTweet) 3 октября 2016 г.
Защита Носика будет обжаловать приговор Пресненского районного суда Москвы — об этом в своём твиттере сообщила активистка, бывшая кандидат в депутаты Госдумы Мария Баронова:
Штраф 500 тысяч. будем оспаривать, безусловно.
Напомню,282 статьи быть не должно. Уголовного наказания за мыслепреступления быть не должно
— Maria Baronova (@ponny1) 3 октября 2016 г.
.
Читайте также:
Прокурор потребовал приговорить Антона Носика к двум годам колонии за «экстремизм» в интернете
?
Горячее экстремистское лето 2016-го: время, когда нельзя говорить, что «Яровая сошла с ума» под угрозой тюрьмы
?
Россиян стали чаще сажать за посты в интернете
?
Такая удобная статья — «экстремизм»
_____
The main news of the week in the field of law.
On December 23, 2022, the Ministry of Justice included Roskomsvoboda in the register of unregistered public associations performing the functions of a foreign agent. We disagree with this decision and are appealing it in court.