После того, как Роскомнадзор создал реестр российских аудиовизуальных сервисов (АВС), у многих журналистов, экспертов и пользователей возник целый ряд вопросов, особенно касаемо обязательств и ограничений, накладываемых на онлайн-кинотеатры и другие площадки с медиаконтентом — приводим экспертные мнения от представителей отрасли.
На днях Роскомнадзор объявил о составлении им реестра АВС с посещаемостью более 100 тысяч пользователей в сутки. В него вошли онлайн-кинотеатры (например, Ivi, Megogo, Ӧkko), сервисы телеканалов и операторов связи (Билайн ТВ, Первый канал, Триколор кино) и другие медиаплатформы. Всего в списке 21 позиция. Пользователи и эксперты попытались разобраться — какие изменения в работе данных сервисов теперь могут произойти, да и в целом хотелось бы понять — зачем этот реестр вообще был создан?
Многие обратили внимание на преференции, которые пообещал Роскомнадзор всем внесённым в реестр АВС.
«Нужно больше реестров богу реестров! — пишет исполнительный директор «Общества защиты интернета» Михаил Климарёв. — Результат включения в реестр — данный АВС „может претендовать на предустановку своих приложений на ввозимую в Россию электронику (мобильные телефоны и Smart-ТВ)“. Прям, праздник кокой-то…»
Сами участники реестра пока неохотно комментируют последние изменения в их судьбе. Так, корреспонденту ComNews ответили только «Триколор» и «Мегафон», подтвердившие, что заинтересованы в предустановке своих видео-приложений на гаджеты и Smart TV.
«МегаФон ТВ» вошел в реестр аудиовизуальных сервисов, ответив на запрос Роскомнадзора», — уточнил представитель пресс-службы компании.
«Триколор» действительно подавал заявку на включение собственного ПО в перечень Роскомнадзора. Для нас решающими стали два фактора: во-первых, наш софт — это 100% отечественная разработка. Такие проекты важны для развития российского рынка. Во-вторых, есть уже сформировавшийся спрос на наши сервисы: клиентская база компании составляет 12,2 млн домохозяйств. Мы активно развиваем собственный интернет-сервис. Именно этот сегмент станет важным стратегическим направлением компании в ближайшие годы», — рассказала представитель «Триколора» Анастасия Соколовская.
В реестр попали не все популярные аудиовизуальные онлайн-сервисы. Например, в нем пока нет TVzavr и «Орион-Экспресс» с его онлайн-кинотеатром «Телекарта». В обеих компаниях ситуацию не прокомментировали и не уточнили, готовятся ли к подаче в реестр АВС (на 22-ю и 23-ю позиции).
Похожую мысль высказала в беседе с «РосКомСвободой» главный редактор отраслевого издания «Кабельщик» Яна Бельская:
«Прежде всего, совершенно непонятно, по какому критерию включались компании в список. Далеко не все обозначенные в списке платформы отвечают критерию «100 тысяч посетителей в сутки» (кстати, посетителей чего — платформы, ее сайта, заходов в Smart TV?).
Допустим, лидер этого рынка Ivi в прошлом году рапортовал о трех миллионах платящих пользователях в месяц. Учитывая тенденции этого года, удваиваем цифру — вырисовывается и 100, и даже 300 тысяч в сутки. Но, при всем уважении к названным платформам, откуда они у SPB TV, у «Амедиатеки», у только что запущенной платформы «Смотрим»? Тем более у меня большие сомнения относительно приложений операторов связи, особенно спутниковых, не специализирующихся на конвергентных услугах».
.
«Если критерий для включения был не «100 тысяч в сутки», а что-то еще, — продолжает она, — то почему в список не вошли TVZavr, VIP Play, Tvigle, Vinterra и ShowJet? Где онлайн-сервис «Ориона», где «Смотрешка» и «24часа ТВ»? Если есть какие-то еще критерии, их необходимо прописать, чтобы легальные и законопослушные компании понимали, как им войти в этот список».
Второй вопрос, на который пока нет ответа — это предъявляемые к участникам реестра требования.
.
«Получается, что все эти ресурсы, которые попали в реестр, не могут размещать у себя кучу фильмов с матом, например, «Криминальное чтиво» и прочее? Если, согласно этим требованиям, владелец аудиовизуального сервиса обязан не допускать порнографии, культа насилия и жестокости и нецензурную брань, возникает вопрос — что делать с массой фильмов на грани, не вполне соответствующих этим критериям, которые до сегодняшнего дня можно было без купюр смотреть только в OTT?», — задаётся вопросами Яна Бельская.
.
«Мы знаем, что есть куча ограничений для телевидения, и посмотреть целиком, без заблюренных и запиканых эпизодов, скажем, «Криминальное чтиво» или «Изображая жертву» можно было только в онлайн-кинотеатре. То что мы получим теперь? Готовы ли сами онлайн-кинотеатры быть подвергнуты цензурированию контента ради вхождения в заветный список Роскомнадзора?» — подытоживает главред «Кабельщика».
Со своей стороны, нам не очень понятно — сколько из «реестровых» АВС обязаны будут преустанавливаться на гаджетах с 1 января следующего года?
«Согласно утверждённым правительством правилам с 1 января будущего года на смартфонах продаваемых в России должно быть установлено 16 отечественных приложений, на компьютерах — три и на Smart TV — четыре, — напоминает Telegram-канал Mobile-Review. — Ранее вступление закона об обязательной установке приложений планировалось реализовать c 1 июля текущего года, но затем в связи с пандемией коронавируса вступление закона в силу было перенесено на более поздний срок. Закон распространяется в том числе и на ввозимые в страну устройства. Обеспечить предустановку отечественного ПО на смартфоны, компьютеры и Smart TV должны будут производители устройств или уполномоченные ими поставщики. Среди обязательного ПО, которое должно быть установлено на смартфоны выделено 16 групп, в том числе браузеры, поисковые системы, соцсети, мессенджеры, электронная почта, карты, голосовые помощники, новостные агрегаторы, антивирусы, офисное ПО, аудиовизуальные сервисы, программы для онлайн-трансляций, платёжное приложение «Мир», облачные хранилища, приложение «госуслуг» и программы для доступа к социально значимым ресурсам».
Претендующих на предустановку OTT уже перебор, даже для реестра АВС, о чём говорят сами его участники. «Как это будет работать в итоге, пока неясно, — сказал ComNews представитель одного из онлайн-кинотеатров из реестра АВС Роскомнадзора. — Согласно перечню Минцифры, там должно быть не более десяти аудиовизуальных сервисов, а в списке Роскомнадзора уже 21 сервис».
Почему-то мало кто вспомнил баталии, развернувшиеся вокруг установки счётчиков посещений, которые также входят в обязанности участника реестра. К концу сентября 2017 года Роскомнадзор определил перечень таких программ:
Какие счётчики были выбраны участниками реестра АВС, Роскомнадзор пока не рассказывал. Проводилось ли независимое тестирование этих программ — также неизвестно.
Появление такого реестра желанием противостоять захвату российского рынка зарубежными онлайн-кинотеатрами объясняют некоторые эксперты, замеченные ранее в лоббировании интересов крупных отечественных платформ.
«Риск захвата нашего рынка иностранными аудиовизуальными сервисами – серьезный, причем он одинаковый для всех участников российского медиарынка. Иностранные сервисы открыто пишут в пресс-релизах о своей стратегии, их цель – устранение посредников при доставке производимого ими контента конечному потребителю», – заявил генеральный директор ассоциации «Интернет-видео» Алексей Бырдин.
«Посредники – это и есть как раз российские онлайн-кинотеатры или телеканалы, или операторы платного телевидения, которые покупают, предположим, контент компаний Disney, Fox и показывают потом эти фильмы своим подписчикам. Они все в какой-то момент могут остаться без иностранного популярного контента, потому что иностранные сервисы начнут продавать его самостоятельно», – пояснил Бырдин. Такой ход событий ударит как по интересам нашего бизнеса, так и государства, считает он.
Напомним, в ассоциацию «Интернет-видео» входят крупнейшие онлайн-кинотеатры Рунета. В настоящий момент членами Ассоциации «Интернет-видео» являются компании, управляющие видеосервисами: ivi, OKKO, MEGOGO, Start, Amediateka и ViP Viasat Play. Большая часть из них вошла в реестр АВС.
В отличие от Бырдина, президент Медиа-коммуникационного союза Михаил Демин считает преувеличенной угрозу полной «канибализации», поглощения иностранными сервисами российского рынка. «Российский массовый зритель делает выбор в пользу российского контента, это уже устойчивый, сформировавшийся тренд», – заверяет он.
«Что касается реестра, то Роскомнадзор сформировал его из популярных площадок с посещаемостью более 100 тысяч человек в день. Сегодня это уже целая отрасль, которая растет на 45% в год. Фактически многие площадки в реестре перешагнули миллионный рубеж», – добавил Демин.
Решение Роскомнадзора эксперт расценивает как важный шаг по развитию отечественных сервисов. «Это поможет их популяризации, это существенная маркетинговая и информационная поддержка. С одной стороны, это протекционистская мера, с другой – это приглашение иностранным сервисам работать в нашей стране через легализацию в российском правовом поле, через открытие здесь своих представительств. Вспомните, что в этом году Netflix и Spotify пришли легально в Россию. Уверен, тренд продолжится», – подчеркнул эксперт.
Стоит отметить, что первым инициатором регулирования рынка OTT именно в том виде, как это описано в 87-ФЗ, был именно «Медиакоммуникационный союз» (МКС). Разработанный им в 2016 году законопроект подвергался жёсткой критике отраслевиков — в нём были невооружённым взглядом заметны лоббистские задачи. Изначально законопроект должен был регулировать и онлайн-кинотеатры, и мессенджеры, но позже его документ разделили на две части, посвятив каждому объекту регулирования свой законопроект.
Подытоживая, хочется отметить, что чётких ответов на вопросы о том, какие плюсы даёт данный реестр и сервисам OTT, и пользователям, на наш взгляд, почему-то до сих пор было не озвучено. Абстрактные же утверждения о работе заграничных площадок без посредников из России вряд ли можно назвать весомым аргументом в пользу такого регулирования.
The main news of the week in the field of law.
On December 23, 2022, the Ministry of Justice included Roskomsvoboda in the register of unregistered public associations performing the functions of a foreign agent. We disagree with this decision and are appealing it in court.