Наблюдатели зафиксировали 78 нарушений и констатируют, что фальсификации наиболее вероятны на стыке онлайна и офлайна.
30 июня завершилось электронное голосование по внесению изменений в Конституцию. Проголосовать онлайн можно было в течение шести дней, начиная с 25 июня, в Московской и Нижегородской областях. Явка на дистанционное голосование составила 93,02%. На него зарегистрировались 1,05 млн человек в Москве и более 139,5 тыс. человек в Нижегородской области.
В Москве 62,33% (601 096 человек) проголосовавших онлайн поддержали поправки, против высказались 37,67% (363 341 человек). В Нижегородской области за проголосовали 59,69% (76 073 человек), против — 40,31% (50 700 человек). Один бюллетень был испорчен. Пользователь остановил транзакцию между кликом мышки и попаданием в криптобиблиотеку и вместо «да» или «нет» написал что-то другое. Система в ходе расшифровки пометила бюллетень как недействительный.
Зампред Центризбиркома Николай Булаев заявил об отсутствии жалоб на электронном голосования. «Все, что касается обвинения власти — административный ресурс, карусели, вбросы и так далее, — такого рода жалоб мы пока не имеем. И мне кажется, что в этой части мы совершили некий прорыв», — сказал он. Вместе с тем у наблюдателей не было возможности проконтролировать, например, соблюдение тайны голосования, рассказал РБК сопредседатель движения «Голос» Григорий Мельконьянц и на будущее посоветовал вводить дополнительную биометрическую идентификацию электронных избирателей (в системе онлайн-голосования есть модуль, который разделяет информацию о голосе и персональные данные граждан).
В обеспечении анонимности голосования сомневаются и авторы телеграм-канала «Политрук 2.0). «Любой сайт может хранить историю запросов к нему (кто, что и когда делал, называется «логи»). Если это происходит при ЭГ, то сотрудники ДИТ смогут восстановить связь «человек – бюллетень – голос» для всех голосов после расшифровки бюллетеней. Единственный способ доказать, что логи не хранятся — предоставить публичный доступ ко всем серверам ЭГ и к полному исходному коду системы. Но доступа к серверам никто не дает, предлагается поверить на слово», — говорится там.
«Карта нарушений» движения «Голос» зафиксировала 78 нарушений, связанных с трудностями в регистрации, отказом в электронном голосовании и т.п. «Люди открывали электронный бюллетень, но не могли проголосовать — и call-центры им в этом помочь не могли», — подтвердил член совета движения наблюдателей «Сонар» Дмитрий Нестеров.
По мнению Мельконьянца, возможность фальсификаций находятся на стыке онлайна и офлайна, когда на избирательных участках нарушается процедура составления списков и у избирателей появляется возможность проголосовать дважды. Ранее журналисты «Дождя» разоблачили схему, по которой покупались голоса жителей Москвы для голосования по интернету, а журналист Павел Лобков смог проголосовать дважды — один раз лично, и второй раз — дистанционно.
25 июня ЦИК зафиксировала не очень мощную DDoS-атаку на сайт организации. Причиной сбоя стало одновременное подключение большого числа пользователей. 27 июня 27 июня хакерская атака («атака на блокчейн») произошла на систему онлайн-голосования, после чего был введён «режим повышенной безопасности», но перерыва в голосовании не было
Практику дистанционного голосования могут распространить на все выборы — такую идею у выдвинула глава Совета Федерации Валентина Матвиенко, и её поддержал сенатор Андрей Клишас. Но глава ЦИК Элла Памфилова призвала сначала проанализировать кампанию по изменению Конституции и сделать работу над ошибками.
Почему «Роскомсвобода» не доверяет формату онлайн-голосования на текущий момент в существующей парадигме, ранее мы разбирали в наших карточках.
The main news of the week in the field of law.
On December 23, 2022, the Ministry of Justice included Roskomsvoboda in the register of unregistered public associations performing the functions of a foreign agent. We disagree with this decision and are appealing it in court.