Согласно данным мониторинга Фонда «Справедливость для журналистов» — помимо нашей страны в пятёрку «лидеров» по цензуре и преследованию журналистов за публикации о пандемии COVID-19 вошли Азербайджан, Казахстан, Таджикистан и Узбекистан.
Фонд «Справедливость для журналистов» (Justice for Journalists Foundation) подвёл итоги года. Штрафы, допросы, административные протоколы и уголовные дела, задержания, аресты и даже длительные тюремные сроки были характерными методами пресечения независимого освещения пандемии.
Роскомнадзор, по собственным данным ведомства, ограничил в уходящем году доступ более чем к одной тысяче якобы недостоверных материалов о коронавирусной инфекции. Среди этих кейсов известны случаи претензий серьёзным изданиям за публикации, в которых была использована официальная информация из медицинских учреждений. Та же судьба постигла некоторые журналистские расследования. В большом количестве наказывались обычные пользователи за выражение своего мнения и даже шутки.
Так, например, в октябре суд оштрафовал издание «Коммерсантъ-Уфа» за апрельский материал, в котором говорилось, что администрация Уфы зарезервировала 1000 мест на городском кладбище для умерших от COVID-19 людей. Примечательно, что информацию журналистам подтвердил сам пресс-секретарь администрации города Марсель Байдавлетов. Однако позже он отказался признать свои слова официальными, поскольку журналисты обратилась к нему через WhatsApp, а не сделали запрос на бланке.
А в ноябре автора телеграм-канала «Сорокин хвост» Александра Пичугина оштрафовали на 300 тыс. руб. за шуточную публикацию о готовящейся акции по инфицированию населения на Вербное воскресенье некоей организацией. Несмотря на явно ироничный окрас сообщения, это не помешало ФСБ возбудить против журналиста уголовное дело, Следственному комитету — провести у него дома обыск, а суду — вынести шокирующий своим формалистским подходом приговор.
The main news of the week in the field of law.
On December 23, 2022, the Ministry of Justice included Roskomsvoboda in the register of unregistered public associations performing the functions of a foreign agent. We disagree with this decision and are appealing it in court.