В начале Нового года в Казахстане вспыхнули «газовые» протесты, сопровождавшиеся насилием со всех сторон. Практически сразу же власти начали ограничивать мобильный и проводной интернет в местах скопления наибольшего количества протестующих и в точках потенциального проведения митингов. С нарастанием противостояния масштабы шатдаунов росли, из-за чего связь стала пропадать уже в целых городах, о чём мы подробно рассказали в нашей первой публикации «Казахстан: хроника шатдаунов».
К утру 10 января отключение коснулось уже почти всей страны, а не только «мятежных» городов.
Интернет в Казахстане снова почти полностью отключили.
— GlobalCheck (@globalchecknet) January 10, 2022
Затем в этот же день интернет стал появляться в отдельных городах, кроме Алматы, но затем снова пропал . «Это явно цикл комендантского часа. Власти обещали, что режим ЧС будет до 19 числа», – предположил исполнительный директор ОЗИ Михаил Климарёв.
До конца дня Сети не было в Алматы, Талдыкоргане, Таразе, Павлодаре и Семипалатинске.
Новости из страны приходили только из официальных источников, но даже такие крупицы информации сыграли свою положительную роль, иногда - в очень парадоксальном ключе. Так, лишь благодаря интернету кыргызстанцы узнали о задержании джазового музыканта Викрама Рузахунова, которого казахстанские силовики выдали за террориста, записав видео с ним. Коллеги опровергли причастность Рузахунова к неким «внешним силам», которые якобы приняли участие в радикализации протеста. Правительство Кыргызстана потребовало вернуть музыканта на родину, что в итоге и произошло в начале этой недели.
Между тем Министерство цифрового развития России совместно с операторами «Большой четверки» (МТС, «Билайн», «МегаФон», Tele2) договорились обеспечить бесплатную связь на время режима чрезвычайного положения в Казахстане, сообщила пресс-служба ведомства. Абоненты смогут звонить, получать входящие вызовы и СМС-сообщения в том числе при отрицательном балансе. Нетарифицируемая связь в Казахстане будет доступна российским абонентам с 12 по 19 января 2022 года. Во избежание перегрузок сети максимальное время телефонных разговоров не будет превышать 120 минут в сутки на каждого абонента. Кроме того, все, кто был в роуминге на территории Казахстана с 5 января, смогут запросить перерасчет расходов у своего оператора.
Банки и телеком-операторы Казахстана также приступили к стабилизации ситуации с платежами и связью 10 января. ЦБ РК запустил основные платёжные системы для проведения тенговых платежей, а BeelineКазахстан и ForteMobile начислили абонентам по 200 смс и 300 минут связи. Казахтелеком заявил, что запустил а Алматы проводной интернет для мессенджеров ещё 8 янваля, а в столице возобнловил полный доступ к проводному интернету, но мониторинговые сервисы подтверждали обратное.
Более масштабное возвращение интернета в Казахстане произошло уже 11 января. Связь вернулась даже в Алматы, где первые отключения начались 5 января.
Стало известно, как сквозь тотальную блокировку пробивались отдельные сообщения, в основном — частного характера. Поскольку тысячи человек как внутри страны, так и за её пределами были лишены возможности обмениваться сообщениями, а многие люди пребывали в состоянии перманентной паники вследствие отсутствия хоть каких-то известий от проживающих в Казахстане родственников, местные волонтёры организовали сервис связи. Финансист Кунекей Нурлан создала Telegram-канал «Бауырмен байланыс», куда люди присылали заявки с просьбами узнать информацию о своих близких. Все звонки совершали волонтеры — люди в разных концах земли без специальной подготовки, которые просто «не могли сидеть сложа руки». За шесть дней они обработали больше 5000 заявок.
«Здесь это норма, когда тебя отключают [от связи] и закидывают в вакуум. Периодически отключения происходят, поэтому у каждого казахстанца есть VPN. Просто некоторые не всегда его обновляют, и он перестает работать», – отметила она в комментарии 66.ru.
Начались преследования тех, кто тем или иным образом выражал свою поддержку протестующим в интернете. Так, полицией Казахстана был задержан боец MMA Куат Хамитов, выложившего в своём Instagram пост соответствующего характера. Задержание, по словам матери бойца, проходило с участием ОМОНа в доме спортсмена, где его избили, связали и увезли в полицию.
Как потом рассказал сам Хамитов, до этого инцидента к нему обратился силовик, который предложил прийти в определённое время в КНБ (Комитет национальной безопасности Казахстана, местный аналог ФСБ), где с ним просто побеседуют. Когда тот зашёл домой пообедать, к ним ворвался спецназ, побил его вместе с отцом. Никаких документов, обосновывающих задержание, им не предъявили.
Оказалось, что сочувствие к протестующим казахстанцам небезопасно и для жителей Беларуси. Местная милиция задержала двоих человек, которые в социальных сетях «оскорбляли, клеветали и угрожали в адрес белорусских военнослужащих, которые работают в Казахстане в качестве миротворцев». На кадрах, опубликованных МВД, один из задержанных объясняет, что оставил «негативный отзыв» в сообществе «Мая краiна Беларусь», где призывал убивать белорусских военных. Второй мужчина сообщил, что написал комментарий в Instagram «Радио Свобода». В нем он отметил, что жители Казахстана способны на вооруженный протест в отличие от белорусов. Свой поступок задержанный объяснил тем, что хотел бы подобного развития событий в своей стране. Оба мужчины сказали, что сожалеют о содеянном, и обещали удалить комментарии.
В дни протеста в Казахстане находился российский миллиардер, совладельца компании «Технониколь» в Казахстане Игорь Рыбаков, и он до сих пор не может выбраться оттуда, а также попал в неприятную ситуацию — его приняли за боевика. «Я пытаюсь выбраться из Казахстана, но пока это не удается сделать. Я думаю, я выберусь из Алма-Аты в безопасное место и уже оттуда улечу самолетом. Все, что я вижу изнутри — это немного другое, нежели показывается в СМИ, то, что видят из России. Ситуация показывается очень однобоко, а я изнутри вижу много чего еще. Я собираю материалы и когда выберусь — сделаю большое видео», — приводит слова Рыбакова его пресс-служба. Предприниматель добавил, что попал в неприятную ситуацию при попытке пересечь границу через блокпост. «Вчера на блокпосте чуть не вляпался. Меня приняли за террориста. Неужели я так выгляжу? Есть видео, как я иду под дулами автоматов. Но пока скинуть его не могу — нет интернета. Хорошо, что все хорошо закончилось. Сегодня давали интернет на час — первый раз за три дня. Кто успел, тот что-то закачал, но обычно нет интернета», — рассказал он.
11 января в Алматы начал возвращаться интернет, но, по данным сервиса мониторинга блокировок GlobalCheck, работал он нестабильно.
12 января на заседании Правительства Министр информации и общественного развития (МИОР) Аскар Умаров рассказал , что в целях недопущения радикализации населения, ведомство усилит мониторинг Интернет-пространства на предмет выявления радикального религиозного контента:
«Проводится активная работа в информационном поле с упором на социальные сети по профилактике, контрпропаганде радикальной религиозной идеологии. В целях возврата последователей деструктивных и радикальных религиозных взглядов в русло традиционного ислама, МИОР совместно со специальными правоохранительными и местными исполнительными органами, проводит реабилитационную работу».
Также, в рамках реализации поручений Президента Токаева, предлагается усилить адресную информационно-разъяснительную работу «с наиболее уязвимыми категориями граждан», такими как молодежь, безработные, маргинальные, самозанятые граждане, верующие. «В целях недопущения радикализации населения через интернет, усилить мониторинг интернет-пространства на предмет выявления радикального религиозного контента, профилактику, также контропропаганду религиозного экстремизма в соцсетях, в особенности среди молодежи и уделить внимание адресной работе с казахстанскими подписчиками радикальных групп и сообществ в соцсетях. Продолжить дальнейшую реабилитационную работу с последователями деструктивных религиозных течений, в том числе, женщинами, возвращенными из зон террористической активности в рамках спецоперации Жусан», – заключил А. Умаров.
Как
выяснил
Forbes, власти Казахстана пытались точечно блокировать доступ к мессенджерам и сайтам, но в итоге им пришлось
отключать
всё «практически вручную». Сначала были задействованы DPI, как это используется в России в рамках осуществления «суверенизации Рунета». По сведениям издания, из этого ничего не вышло.
Тогда власти страны
поручили
операторам полностью заблокировать канал передачи трафика, говорит источник, близкий к одному из российских операторов связи. При этом источник в операторе Kcell утверждает, что организацией блокировок занимается Комитет национальной безопасности (КНБ) Казахстана без участия самих операторов. При нормализации обстановки КНБ может точечно восстановить доступ в интернет, добавил источник.
На вопрос, почему в Казахстане не сработал российский вариант, технический директор «Роскомсвободы» Станислав Шакиров ответил:
«Имеющийся у казахов DPI используется не для „суверенизации“ интернета, не для фильтрации, а скорее для анализа и приоритезации трафика. А если нужно будет нормально блокировать или замедлять какие-то сервисы, то с наскока ничего не получится — ни за полчаса, ни за час или за полдня. Там нужно тренироваться месяцами, софт специальный писать под это. А в Казахстане этого не было. Поэтому они попробовали на том, что у них есть, что-то поделать, поковыряться там. Ожидаемо ничего не получилось. В итоге уже начали отрубать не по DPI, а просто звонить провайдерам, чтобы они отключали всё».
Представитель по вопросам СМИ в ОБСЕ Тереза Рибейро призвала власти Казахстана обеспечить безопасные условия работы журналистов и восстановить доступ в интернет в стране. По данным представительства ОБСЕ по свободе СМИ, на фоне последних событий в Казахстане поступали сообщения о кратковременных задержаниях медиаработников по всей стране и недопуске иностранных корреспондентов на территорию Казахстана. «СМИ существуют для информирования публики в свободной, честной и независимой манере. Это критически важная функция в любом обществе. Поэтому журналисты должны иметь возможность безопасно выполнять свою работу вне зависимости от обстоятельств», – говорится в распространенном заявлении Рибейро.
По сообщениям СМИ, ситуация в Казахстане перестаёт быть напряжённой. В каком-то смысле наличие интернета в этом случае является одним из показателей стабилизации.
Со временем власти страны могут сделать свои выводы относительно онлайн-свобод, и попытки установить ещё больший контроль мы видим из заявлений МИОР. Но масштаб планируемых правительством действий, скорее всего, можно будет увидеть, когда ситуация станет максимально стабильной и управляемой.
Безуслово, свои выводы из казахстанского кейса сделали и власти России, поэтому вполне возможно, что вскоре мы увидим новые законодательные инициативы, которые в очередной раз малоприятно удивят россиян. А может и шокируют.
The main news of the week in the field of law.
On December 23, 2022, the Ministry of Justice included Roskomsvoboda in the register of unregistered public associations performing the functions of a foreign agent. We disagree with this decision and are appealing it in court.