Рассказываем об обвинениях в распространении фейков, справедливо ли RT высмеял «Медузу» и из-за чего МИД обиделся на Financial Times и The New York Times.
Начнём с любопытного. В конце апреля казаки организовали кибердружины, которые помогают правоохранительным органам выявлять в Интернете фейки про коронавирус.
В состав интернет-отрядов вошли студенты первого казачьего высшего учебного заведения Московского государственного университета технологии и управления им. К.Г. Разумовского, а также представители молодежного объединения «Донцы» .
Казаки утверждают, что никакую непроверенную информацию без решения Роскомнадзора удалить не могут, но вы всё же будьте начеку.
Заодно вспомним ещё апрель — за тот месяц в России завели не менее 30 уголовных и административных дел о распространении ложной информации о коронавирусе, подсчитало «МБХ медиа» по данным из открытых источников. По статье 207.1 УК возбудили как минимум 12 уголовных дел. По административной статье (часть 9 статьи 13.15 КоАП) о фейках про коронавирус известно не менее чем о 20 делах.
Одно из вышеупомянутых уголовных дел — против магаданского издания из-за статьи о возможной смерти пациента от коронавируса. Его завели ещё в начале марта. В начале же мая Магаданский городской суд вернул дело в полицию дело. Причиной стали недостатки в материалах дела: адвокат «Правозащиты Открытки» Василий Кравцив подавал в ОМВД по Магадану ходатайство об отложении составления протокола по делу из-за необходимости соблюдения режима «самоизоляции», однако данное ходатайство было проигнорировано сотрудником полиции, возбудившим дело.
Апрельское задержание Иисуса с Платоном получило медийное продолжение ещё и в мае. В частности, полиция пришла к изданию Baza из-за публикации видео, на котором Иисус Воробьев ругается с полицейскими. По информации издания, мэрия Москвы «по-дружески попросила МВД узнать», откуда появилось видео, снятое в служебном автомобиле. Двух сотрудников издания вызвали на добровольный опрос. А когда они не явились, сотрудники приехали к ним домой.
Петербургское издание MR7 заблокировали в Facebook после массовых жалоб на статьи про коронавирус Главный редактор MR7 Сергей Ковальченко пожаловался, что Facebook заблокировал страницу издания в соцсети после жалоб на статьи про коронавирус. Главный редактор объяснил, что «множество пользователей» жаловались на публикации с материалами журналисток Галины Артеменко и Анастасии Гавриэловой. Под их авторством выходили заметки о нехватке средств защиты для петербургских медиков, выплатах врачам, а также монолог петербурженки, устроившейся санитаркой в больницу для зараженных коронавирусом.
Пожалуй, самая забавная история мая — RT обвинил «Медузу» в публикации фейка про второе место России по заражённым коронавирусом. Но перед этим сам написал об этом. Справедливости ради стоит отметить, что в своей новости RT написал о том, что Россию обгоняет Испания (или добавил позднее), но из заголовка это неясно .
Новость «Медузы» о том, что «Россия вышла на второе место в мире по числу заражённых», — фейк.
— RT на русском (@RT_russian) May 12, 2020
Второе место занимает Испания: там 268 143 выявленных случая заболевания pic.twitter.com/Ffg8toWGzF
В 20-х числах мая Останкинский суд Москвы отклонил второй иск к Роскомнадзору из-за отказа регистрировать «Газету Гудкова». Регулятор просит предоставить доказательства несудимости, отсутствия двойного гражданства, непричастности к террористическим организациям, дееспособности и другие. По словам активиста Алексея Обухова, все необходимые документы были предоставлены.
Наверно, самая громкая история месяца — история о том, как МИД обвинил Financial Times и The New York Times в распространении информации о возможном занижении в официальной российской статистике числа смертей от коронавируса.
11 мая газета Financial Times выпустила статью о том, что реальное число жертв коронавируса в России может превышать официальные данные на 70%. The New York Times в тот же день опубликовала статью, в которой после анализа официальных данных властей и интервью с экспертами государственных институтов сделала вывод, что российские власти не раскрывают реальный уровень смертности от коронавируса.
Роскомнадзор обещал проверить публикации, а МИД потребовал от изданий написать опровержения. В The New York Times, впрочем, уверены в точности материала. Генпрокуратура уже получила материалы о публикациях зарубежных СМИ.
В рейтинге «Репортёров без границ» Россия не изменила своих позиций, оставшись на 149 месте из 180. На самое последнее место в рейтинге попала Северная Корея. Первые пять строчек по уровню свободы прессы заняли Норвегия, Финляндия, Дания, Швеция и Нидерланды.
The main news of the week in the field of law.
On December 23, 2022, the Ministry of Justice included Roskomsvoboda in the register of unregistered public associations performing the functions of a foreign agent. We disagree with this decision and are appealing it in court.