Российские пользователи сегодня массово жаловались на сбои в работе Telegram и WhatsApp. На международном уровне проблем замечено не было, хотя по некоторым данным, задело страны Центральной Азии. Центр мониторинга и управления сетью связи общего пользования (ЦМУ ССОП, входит в структуру Роскомнадзора) сообщил, что фиксировал проблемы с 14:00.
Неполадки также фиксировались у других сервисов, включая GitHub, Steam, Discord, Skype, Roblox, AnyDesk и Wikipedia. Кроме этого, не работал сервис для отслеживания сбоев Сбой.РФ (выдавал ошибку 503). Для восстановления доступа многим пользователям помог VPN.
Веб-версия WhatsApp была недоступна на сетях «Ростелекома» и всех мобильных операторов (МТС, «Вымпелкома», «Мегафона», Tele2), веб-версия Telegram — на сетях «Ростелекома», МТС и «Вымпелкома». Согласно данным «Детектора сбоев» от Brand Analytics, к 15:15 число жалоб пользователей на сбои в работе Telegram и WhatsApp снижалось.
ЦМУ ССОП по итогам своей проверки сообщил:
«21 августа с 14:00 Центр мониторинга и управления сетью связи общего пользования (ЦМУ ССОП) фиксировал сбой в работе ряда сервисов на территории России. Сбой связан с DDOS-атакой на российских операторов связи. По состоянию на 15:00 МСК атака отражена, сервисы работают в обычном режиме».
Однако операторы в своих комментариях СМИ о кибератаках ничего не говорят.
В «Мегафоне» сообщили «Ъ», что их сеть во время сбоя работала штатно:
«Возможно, сложности возникли на стороне самих сервисов или по внешним причинам».
Forbes также направил запрос в Роскомнадзор и операторам связи. МТС отказался от комментариев. В «Вымпелкоме» (бренд Билайн) сообщили, что на сети оператора проблем нет, в «Ростелекоме» также отметили, что сеть работает в штатном режиме.
IT-эксперты отвергают версию с внешними атаками на операторов связи.
Директор некоммерческого фонда «Общество защиты интернета» Михаил Климарев в разговоре с Forbes назвал версию РКН несостоятельной. По словам эксперта, организовать DDoS-атаку на все две тысячи российских операторов связи одновременно невозможно:
«DDoS-атака — это когда из разных источников (распределенно) делают очень много запросов к какому-либо ресурсу и этих запросов столько, что атакуемый ресурс не успевает их обрабатывать. Теперь подумаем — а как можно организовать такую атаку, чтоб перестали работать сразу все операторы?»
«Такое обычно бывает, когда они включат так называемый "режим антимессенджер"», – считает Климарёв. По его словам, аналогичные проблемы возникали в Дагестане во время погромов, в Якутии и в Башкирии во время протестов. «У меня полное ощущение, что что-то случилось, но теперь на федеральном уровне», — сказал Климарев, отметив также, что проблемы с доступом к мессенджерам в Центральной Азии связаны с тем, что сетевой транзит в эти страны проходит через Россию.
«Судя по нашим наблюдениям, централизованное воздействие», – считает киберадвокат, сооснователь «Роскомсвободы» Саркис Дарбинян.
Технический директор «Роскомсвободы», основатель Privacy Accelerator Станислав Шакиров при этом уточняет:
«Роскомнадзор, судя по всему, пытался блокировать Telegram, а дальше блокировка Telegram шатает и остальные ресурсы в Рунете. Такое было уже в 2018 году, ровно тот же сценарий».
Шакиров напомнил, что в 2018 году Роскомнадзор был вынужден изменить блокировки после того, как пострадали другие ресурсы вместо Telegram. Однако сейчас у ведомства появилось сильно больше возможностей, которые позволяют блокировать неугодные вещи более эффективно. «Сейчас они технологическую возможность развернули и пытаются её настраивать так, чтобы это работало. Собственно, вот то, что мы видим», - отметил он.
Создатель «Эшер II» Филипп Кулин назвал объяснение РКН «ненаучной чушью». «Организовать DDoS на всех операторов невозможно. При этом лежали бы все операторы, а не выбранные сервисы», — подчеркнул он.
The main news of the week in the field of law.
On December 23, 2022, the Ministry of Justice included Roskomsvoboda in the register of unregistered public associations performing the functions of a foreign agent. We disagree with this decision and are appealing it in court.