7 September 2016

Пришить экстремизм за каску и другие новые грани разжигания

Отныне можно: загреметь под статью о пропаганде нацизма через интернет-магазин, получить обвинение в эктремизме даже если ты работаешь на центральном телеканале, не попасть в храм после публичного намерения половить там покемонов.

Начало сентября в этом году богато на приговоры в отношении граждан, разместивших посты в интернете, которые можно квалифицировать как «экстремизм». Хочется пошутить про возвращение школьников с каникул, поскольку среди привлечённых к ответственности и правда очень много молодёжи, но тема сама по себе достаточно грустная.

Как мы уже писали ранее, в новостях, где фигурирует экстремизм, практически никогда не пишется подробностей о совершённых пользователями интернета правонарушениях, поэтому насколько правомерны возбуждаемые против них дела, судить трудно. Правоохранители также очень часто стали наказывать за демонстрирование нацистской символики, хотя, как мы помним, Роскомнадзор разрешил демонстрировать атрибуты гитлеровской Германии, если это делается без целей пропаганды. Однако во многих случаях это не мешает правоохранителям принимать жёсткие решения в отношении тех, кого им удалось в ходе мониторинга Сети на предмет присутствия там экстремизма «взять на карандаш».

Один из таких неоднозначных случаев произошёл недавно на Кубани. Житель Сочи пытался продать на одном из сайтов нацистскую каску. Прокуратурой города Сочи при осуществлении надзора за исполнением законодательства о противодействии экстремизму установлен факт размещения 27-летним местным жителем на одном из интернет-сайтов объявления о продаже шлема нацистской Германии. Такие действия караются законом, сообщает пресс-служба краевой прокуратуры.

Каска продавалась сочинцем, как датированная 1940 годом, с изображением орла 3 рейха и свастики — символов, запрещенных к использованию законодательством об увековечивании победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, как оскорбляющей многонациональный народ и память о понесенных в Великой Отечественной войне жертвах. По данному факту прокуратурой города в отношении указанного лица возбуждено дело об административной правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.3 КоАП РФ (публичная демонстрация нацисткой символики), по результатам рассмотрения которого ему назначен штраф. Объявление о продаже указанной вещи удалено правонарушителем с Интернет-сайта самостоятельно.

Международный центр Рерихов (МЦР) обжаловал решение заместителя министра культуры РФ об отзыве прокатного удостоверения на фильм МЦР «Зов Космической эволюции». Как мы писали ранее, данная мера была принята Минкультом на том основании, что в фильме демонстрируется нацистская символика. Как отмечено в обращении МЦР, раздел фильма, о котором идет речь, посвящен нападению фашистской Германии на Советский Союз и победе в войне. Изображения свастики имеются только и исключительно при демонстрации кадров военной кинохроники, являющихся фрагментами известных советских фильмов, а именно фильма Михаила Ромма «Обыкновенный фашизм» и киноэпопеи Романа Кармена «Великая Отечественная война. Неизвестная война». Жалоба МЦР была направлена министру культуры Владимиру Мединскому.

Точная копия размещённого в интернете ролика лидера московского отделения «Евразийского союза молодежи» Андрей Коваленко в исполнении активиста «Левого блока» Данила Алферьева, также вылженная на YouTube, признана силовиками разжиганием ненависти к социальной группе «представители власти», в связи с чем Алферьев был задержан. Свое выступление Алферьев почти дословно скопировал у Коваленко. Речь отличалась лишь тем, что Алферьев призывал зачистить «пятую колонну» не на «Эхе Москвы» и «Радио Свободы», а в Госдуме. Адвокат левого активиста Раушания Камалова заявила, что у Данила Арефьева были все основания полагать, что к нему не будет претензий со стороны правоохранительных органов, поскольку никаких последствий не было и для ультраправого политика из «Евразийского союза молодежи» за выступление в Москве:

«Я бы сформулировала суть его выступления так: «Проверка на наличие дискриминации по политической принадлежности». Мой клиент просто пытался ответить на вопрос: если есть публичное общественное заявление с риторикой, которая поддерживается существующей властью, можно ли изменить его в соответствии со своими убеждениями так, чтобы оно по-прежнему лояльно воспринималось правоохранительными органами? Как оказалось — нельзя».

.

За нарушение «экстремистской» статьи, по которой обвиняют активиста, ему грозит до пяти лет лишения свободы.

Простые россияне тоже не прочь воспользоваться своим правом наказывать за экстремизм, и в следующем случае — в отношении публичных людей. Не раз показывавший свою лояльность к российским властям телеведущий Владимир Соловьёв привлёк внимание неоднозначным высказыванием о педагогах. Речь идет о высказывании, которым Соловьев в прямом эфире прокомментировал слова премьер-министра России Дмитрия Медведева о низких зарплатах учителей:

«Зачастую педагогические набиты всяким сбродом, который никуда не может попасть. И вот они выходят и идут работать учителями. […] С какой пьяной радости учителя должны получать не меньше моего? Я зарабатываю, а не получаю».

.

После заявления Соловьёва на сайте Change.org появилась петиция, адресованная Генпрокуратуре России, с просьбой привлечь к ответственности телеведущего Владимира Соловьева за его недавнее высказывание об учителях. Автором петиции стал житель Мурманска Владимир Покоевец, который усмотрел в словах Соловьева, сказанных в эфире «Вести FM», нотки экстремизма. По мнению Покоевеца и других россиян, подписавших его петицию в Интернете, телеведущий нарушил часть 1 статьи 282 УК РФ («Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства»). На данный момент петиция набрала больше полутора тысяч голосов.

Необычный случай проявления экстремизма зафиксирован в Кузбассе, поскольку фигурантом дела об экстремизме стал военнослужащий. Младшего сержанта контрактной службы признали виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 282 УК РФ. «На страницах соцсети фигурантом были размещены фото-, видео- и текстовые материалы, документы экстремистской направленности, призывающие к возбуждению ненависти либо вражды, на унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам национальности, а также символика националистического толка», – сообщает пресс-служба УФСБ России по Кемеровской области. Отмечается, что Юргинский городской суд назначил наказание военнослужащему в виде условного лишения свободы сроком на 1 год и 6 месяцев. Так что, скорее всего, в военных частях Кузбасса ожидается кропотливая работа с личным составом относительно межнациональных отношений.

У «экстремиста» из Екатеринбурга Руслана Соколовского, прославившегося скандальными антиклерикальными видеороликами в YouTube, а также ловлей покемонов в храме, появились последователи среди политиков. Кандидат в депутаты в Государственную думу от питерского ПАРНАСа Аркадий Чаплыгин намеревался устроить сеанс игры в Pokémon Go в петербургском Казанском соборе. Он написал в соцсети ВКонтакте, что собирается провести эту акцию в поддержку Соколовского, который был на днях арестован на два месяца из-за видеоролика с ловлей покемонов в церкви, и чтобы заявить о протесте агрессивному креликализму. Однако, когда он пришёл к Казанскому собору, в храм уже никого не пускали , а рядом дежурили работники полиции.

«…Если верующие не пустят меня в храм, выгонят из него либо запретят пользоваться телефоном, значит, по пути Соколовского должны пойти многие чиновники и народные избранники, которые пользуются смартфонами в храмах (доказательства чего у меня есть). В данном случае будем сражаться за его освобождение», — заявил Чаплыгин на соцсетях. Работники полиции отказались от комментариев.

Кто знает, может таким образом верующие спасли кандидата в депутаты от задержания?

В Приморье прокуратура выпустила памятку о голосовании, не забыв упомянуть о столь не сходящем с уст всех правоохранителей экстремизме. Словно сами кандидаты и избиратели не знали об этом, прокуроры напомнили, что «Запрещается агитация, возбуждающая социальную, расовую, национальную или религиозную рознь, унижающая национальное достоинство, пропагандирующая исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку их отношения к религии, социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, а также агитация, при проведении которой осуществляются пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени их смешения». Почему-то сразу вспоминается рекламная агитация времён политического становления зампреда Правительства РФ Дмитрия Рогозина. Где в то время были «антиэкстремисты»?

Совершенно очевидно, правоприменение антиэкстремистского законодательства начинает блистать всё новыми и новыми гранями, и если уж немецкая каска стала квалифицироваться как демонстрация нацистской символики, то немудрено, что скоро могут попасть под прокурорский каток разного рода видео и фото с исторических реконструкций, размещённые в соцсетях. Сторонники же ужесточения законодательства в отношении высказываний теперь должны понимать, что если ты пытаешься законодательно закрепить за собой право на репрессии после высказываний относительно себя, точно так же это право может быть использовано и против тебя.

Читайте также:

Минкульт не услышал «Зов Космической эволюции» Рерихов, но углядел пропаганду нацизма
?
В редакции «Эха Москвы» прошли обыски — Яровая нашла «экстремизм» в материале Андрея Пионтковского
?
Кущёвский суд приравнял фото в твиттере к несанкционированным массовым мероприятиям
?
Знание истории не освобождает от ответственности — Верховный суд подтвердил приговор жителю Перми

.

Contacts

For general questions

[email protected]

For legal questions

[email protected]

Contacts for media:

Telegram: moi_fee
Signal: moi_fee.13

18+

On December 23, 2022, the Ministry of Justice included Roskomsvoboda in the register of unregistered public associations performing the functions of a foreign agent. We disagree with this decision and are appealing it in court.