«При помощи системы распознавания меня задерживали дважды, 23 и 30 сентября 2022 года. Происходило это утром, я шёл на работу. Всё было «по классике»: спустился по эскалатору, не успел дождаться поезда, как ко мне подошли сотрудники полиции. Я понял, что они проверят документы, потом задержат. Полицейские посмотрели в планшет, затем на меня. Устройство не скрывали, так что я разглядел на нём свою фотографию из социальных сетей. 30-го сентября между нами произошёл примерно следующий диалог:
- «Сфера» сработала? — спросил я.
- Да, сработала «Сфера». Имели опыт? — ответили полицейские.
- Да.
- Понятно. Пройдёмте с нами.
Мы прошли в опорный пункт (ОП) полиции при метро. Я не спрашивал, на каком основании сработала «Сфера», потому что понимал, что полицейские и сами не знают. Они стали звонить руководству и спрашивать, что со мной делать. Минут через 20 на меня надели наручники и в таком виде провезли по метро в ОП другой станции. Там я ждал оперативников из ОВД. «Мы вас задержим, доставим в ОВД, там вам всё предъявят», — сказали мне.
👉 Система распознавания лиц: что это и что делать, если меня обвиняют на основе неё?
В ОВД меня отвезли на автомобиле. Там меня знали по задержаниям 2021 года (ст. 20 КоАП), мы даже поговорили, как говорится, ни о чём. Полицейские не смогли объяснить мне, что происходит, потому что и сами ничего не знали. Потом меня отвезли в другое ОВД.
Дежурные в ОВД бывают разные. Одни не разговаривают с тобой, другие наоборот. В этом, втором ОВД мне сказали, что я буду находиться здесь, пока руководство не скажет, что меня можно отпустить.
Мои товарищи стали звонить в ОВД, им ответили, что я «политический», то есть задержан по политическому делу (я участвовал в митингах и организовывал их). Это интересно, потому что обычно про это так прямо не говорят. Если бы журналист позвонил тогда и записал, вообще получилось бы здорово.
Мне было понятно, что пока мероприятие на Красной площади не знакончится, я буду находиться в полиции. Когда меня отпускали (часа через 3-4 после задержания), мне выдали предостережение «о недопустимости действий, создающих условия для совершения правонарушений». Это частая практика для обоснования задержаний, но в реальности это просто бумажка, которую можно выкинуть и всё.
В другой раз всё было примерно так же: задержали в метро, долго сидел в ОВД, отпустили без протокола. Разве что сказали ещё, что проводят операцию под названием «Мобилизация». Думаю, что это просто основание, без особого смысла. В ОВД просидел так же, там вообще ничего не говорили, просто открыли решётку и сказали, что свободен.
Полицейские (не только в метро, но и часто даже в ОВД) не понимают, за что задерживают людей. Кто работал с «политическими», те ещё что-то знают, кто нет — они вообще не в теме.
В дни праздников и мероприятий патриотического толка стараюсь не заходить в метро. Система срабатывает автоматически, реагируя на тебя, никто ни в чём не разбирается, а ты потом просто теряешь полдня».
О том, что применение системы распознавания меняет поведение людей, «Роскомсвобода» говорит давно. Подобных историй становится всё больше. Наш предыдущий рассказ, например, был о девушке, которая тоже во время митингов и государственных праздников старается не ездить на метро.
The main news of the week in the field of law.
On December 23, 2022, the Ministry of Justice included Roskomsvoboda in the register of unregistered public associations performing the functions of a foreign agent. We disagree with this decision and are appealing it in court.