Госдума приступила к изучению опыта европейских стран, решивших ограничить детям доступ к социальным сетям — начиная с 2018 года, лицам младше 16 лет может быть запрещена регистрация в социальных сетях Facebook, Snapchat и Twitter.
Ранее, в декабре прошлого года, европарламентарии предложили внести поправки в закон о защите данных. По мнению еврочиновников, возраст, начиная с которого молодые люди имеют право пользоваться социальными сетями, необходимо поднять с 13 лет до 16 лет. Подросткам будет разрешено заходить в приложения для общения, но лишь с согласия родителей, подчеркивает издание.
Подобное предложение вызвало волну протестов как со стороны пользователей интернета, так и со стороны экспертов по безопасности детей. Они считают, что такой шаг подтолкнет парней и девушек к нарушению закона и лишит возможности быть в курсе мировых событий. Сами подростки уже выразили обеспокоенность предложением европейских политиков на таких сайтах, как Twitter и Facebook. Несколько групп активистов написали политикам открытое письмо с просьбой пересмотреть поправки.
Согласно данным исследования аналитической компании eMarketer, свой профиль в Facebook имеется у каждого пятого ребенка младше 11 лет, хотя правила пользования соцсети требуют, чтобы пользователю было не менее 13 лет.
Такой же охранительской позиции придерживается и депутат законодательного собрания Санкт-Петербурга Виталий Милонов, предложивший Роскомнадзору, Павлу Астахову и крупнейшим соцсетям предоставить родителям доступ к страницам их несовершеннолетних детей. Свое предложение Милонов направил главе Роскомнадзора Александру Жарову, руководству Facebook в России, соцсети «ВКонтакте», а также уполномоченному по правам ребенка в России Павлу Астахову. Парламентарий подразумевает появление такой возможности на законодательном уровне или в виде соглашения участников рынка. Он также предложил добавить на страницы несовершеннолетних специальную отметку и привязать ее к аккаунтам родителей или опекунов:
«Как мы видим, в интернете дети и подростки зачастую становятся жертвами разных преступников, от педофилов до мошенников и экстремистов».
.
По словам Милонова, это следует рассматривать не как вмешательство в личную жизнь, а как возможность уберечь ребенка от опасности в сети. Ранее Милонов предложил «замораживать» аккаунты умерших в соцсетях.
Согласно исследованиям специалистов «Лаборатории Касперского», больше половины детей в России скрывают от родителей свою активность в интернете. Как показали результаты исследования, среди детей 8 — 0 лет так поступают 45% опрошенных, среди 14 — 6-летних — целых 65%. В 92% случаев подростки занимаются просмотром неподобающего контента, интернет-травлей и разговорами с незнакомцами и успешно маскируют это.
При этом каждый третий российский ребенок намеренно принимает определенные меры, чтобы родители не узнали о его активности в интернете. Так, 18% детей дожидаются ухода родителей из дома, 16% устанавливают на компьютер свой пароль, 10% чистит историю браузера после посещения интернета. При этом, как утверждают исследователи, 73% подростков не против поговорить с родителями об опасностях интернета, 64% хотят получить объяснения, каким сайтам можно доверять, и 58% поддерживают инициативу родителей ограничить пребывание в интернете от опасных ресурсов.
В исследовании приняли участие 3780 семей с детьми от 8 до 16 лет из разных стран мира, в том числе 540 семей из России.
Но российские парламентарии пока никак не отреагировали на предложение депутата Милонова, а к опыту европейцев отнеслись спокойно. Первый зампредседателя думского комитета по информационной политике Владимир Крупенников заявил, что в Госдуме не видят необходимости полностью заблокировать детям доступ к социальным сетям, как это предлагается сделать на территории Европейского союза:
«Надо детально изучить, что наши европейские коллеги предлагают в этом плане. В принципе я всячески поддерживаю защиту детей от вредной для них информации. А соцсети несут такую угрозу. Поэтому пристальное внимание к соцсетям для защиты наших детей — нормальный ход. Но мы не можем подрастающему поколению совсем закрыть доступ в интернет».
.
Владимир Крупенников напомнил, что в российских школах стоят фильтры, через которые пользующийся в стенах заведения интернетом ребенок не может попасть на определенные сайты.
По его мнению, нечто подобное должно быть и в местах общественного доступа: для пользования интернетом, считает депутат, граждане должны авторизовываться, и если в сеть вошел несовершеннолетний, ряд ресурсов для него должен быть ограничен.
Советник президента по развитию интернета Герман Клименко также предлагает пока не спешить:
«На текущий момент уровень безопасности внутри социальных сетей достаточно высок. Наверное, если родители разрешают ребенку регистрироваться в социальной сети, это их право. Может быть, имеет смысл вводить специальные аккаунты для детей — примерно как организован семейный доступ у айфонов, когда доступ к кинофильмам у детей остается, но только через аккаунт родителей. Надо ли дополнительно технически ограничивать в доступе детей? Мне кажется, необязательно.
Еще 15 лет назад самым популярным поисковым запросом в интернете была порнография, и весь интернет был полон вирусами и нелегальным контентом, а сейчас идет процесс самоочищения. Я в любом случае предпочел бы сперва понаблюдать, чем, как обычно, брать у них что-то и внедрять у себя».
.
Заведующий кафедрой психологии личности психфака МГУ, академик РАО Александр Асмолов, сотрудники которого привлекались в качестве экспертов при разработке закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», отметил, что в последнее время одной из главных опасностей становится явление, известное как кибербуллинг, или, если по-русски, травля:
«Это становится достаточно массовым явлением и в ряде случаев может довести до суицида. Признаки буллинга — это неравенство сил, впечатлительность детей, острая эмоциональная реакция, агрессия. Это одна из ключевых проблем, о которой надо информировать и родителей, и учителей. В результате у детей могут возникать серьезные психосоматические нарушения, вплоть до тяжелых неврозов».
.
При этом ученый отметил, что запреты вряд ли могут изменить эту ситуацию и ключевую роль здесь должны играть родители:
«Есть правила дорожного движения — мы сталкиваемся с рисками на дороге. Так же и на дорогах социальных сетей нас ждут те или иные риски. Их надо знать, а родителям с детьми и учителям необходимо понимать плюсы и минусы интернет-коммуникации. Самое опасное и банальное в этой ситуации — встать на путь жестких запретов, потому что это путь так называемого запретного плода, который, как известно, всегда сладок. Поэтому простых решений этого сложнейшего вопроса не существует».
.
Пожалуй, это тот редкий случай, когда российским парламентариям хочется поставить «лайк».
Читайте также:
С начала 2016 года три общеобразовательных учреждения было наказано прокуратурой за отсутствие контент-фильтров
Прокуратура Татарстана внедрила систему поиска правонарушений в интернете и обучает детей, как находить наркотики в Сети
Если ваш ребёнок экстремист… ждите sms!
_____
The main news of the week in the field of law.
On December 23, 2022, the Ministry of Justice included Roskomsvoboda in the register of unregistered public associations performing the functions of a foreign agent. We disagree with this decision and are appealing it in court.