В интервью после окончания суда журналистка выразила удовлетворение тем, что это всё-таки не реальный срок, связанный с лишением свободы, но дело по-прежнему считает несправедливым и будет обжаловать приговор.
Псковский городской суд признал журналистку Светлану Прокопьеву виновной в оправдании терроризма (ч. 2 ст. 205.2 УК), и приговорил её к штрафу в 500 000 рублей (прокуратура просила 6 лет колонии). Прокопьева, которая явилась на заседание с букетом белых цветов и в футболке We will not shut up — «Мы не заткнемся», после окончания заседания суда заявила:
«Ну я довольна тем, что это всё же не реальный срок. Конечно, я не рассчитывала на оправдание… Мы будем обжаловать».
.
Видеотрансляцию из зала суда вело «МБХ Медиа»:
Перед началом заседания журналистка опубликовала в своём Facebook пост, в котором поблагодарила всех за поддержку, рассказав также, что «собрала тревожный чемоданчик»:
Я не знаю, как сегодня все обернется, и толком не надеюсь ни на что, но в любом случае хочу сказать вам всем, друзья,…
Опубликовано Светланой Прокопьевой Понедельник, 6 июля 2020 г.
Несмотря на «мягкость», пришедшие поддержать журналистку люди встретили приговор криками «позор», поскольку абсурдность обвинений, выдвинутых против Светланы Прокопьевой, осознавали все, включая, пожалуй, и представителей власти.
«Парадоксальная ситуация, — прокомментировал приговор глава псковского «Яблока» Лев Шлосберг, — для государственной системы России сегодняшнее решение — это компромисс, а для гражданского общества это достижение. Мы все понимаем, что Светлана невиновна, система просто не умеет сдавать назад — она в такой форме идёт на компромиссы, в такой форме признаёт свою неправоту. Обвинение полностью развалилось в суде».
Глава «Агоры» Павел Чиков охарактеризовал это как «редкий пример отличной, слаженной работы команды из трёх адковатов Татьяны Мартыновой, Тумаса Мисакяна и нашего Виталия Черкасова».
Напомним, уголовное дело против Прокопьевой возбудили в феврале 2019 года. В эфире «Эхо Москвы в Пскове» она, рассуждая о мотивах Жлобицкого, подорвавшегося в архангельском УФСБ, сказала, что государство само подталкивает молодых людей к радикальным действиям. Осенью 2019 года Прокопьевой предъявили обвинение, и несколько десятков изданий в знак солидарности с журналисткой опубликовали отрывок из ее эфира на радиостанции.
Делу псковской журналистки посвящена отдельная страница в Wikipedia.
Ранее в защиту Прокопьевой выступили многие общественные деятели, представители гражданского общества, а также её коллеги — журналисты.
В день суда российские правозащитники выступили с коллективным заявлением, в котором потребовали оправдать псковскую журналистку Светлану Прокопьеву, обвиняемую в оправдании терроризма. Заявление к настоящему времени подписали более 30 представителей разных правозащитных организаций, его текст размещен на сайте правозащитного центра «Мемориал» (включен Минюстом в перечень организаций-иноагентов, но центр пытается оспорить это решение через Европейский суд по правам человека).
В заявлении подчеркивается несогласие с позицией обвинения, которая считает оправданием терроризма «попытку журналиста разобраться в его причинах и высказанное в этой связи мнение, что ответственность за террористические преступления лежит и на государстве».
«Мы убеждены — в действиях Светланы Прокопьевой нет состава преступления. Выполняя свой профессиональный долг, журналист вправе свободно распространять информацию не только о событиях, но и об идеях, и высказывать свое собственное мнение по волнующим общество событиям. Гражданская позиция журналиста — в традициях отечественной журналистики», — говорится в заявлении правозащитников.
В нем выражено восхищение мужеством Светланы Прокопьевой, которая в своем последнем слове на суде 3 июля сказала, что ей не страшно критиковать государство и правоохранительную систему, говорить силовикам, что они порою не правы. Приговор по делу Прокопьевой может быть только оправдательным, резюмируется в заявлении правозащитников.
«Понятно, что такие скандалы в наших условиях легко гасятся, условный срок, штраф, да даже, если все совсем плохо, оправдательный приговор – а майор через годик сядет за взятку (и сам в глубине души это понимает), — пишет журналист Олег Кашин. — Но тут же не в майоре дело. Он частичка, клетка, атом, винтик, и если ему в голову пришло полтора года назад посадить Прокопьеву – значит, система уже готова к таким делам, и проблема только в том, что не с того журналиста начали. Будут искать дальше, однажды найдут, вопрос времени. Так уж вышло, что гуманных просвещенных диктатур на самом деле не бывает, и тюрьма за слова всегда идет пакетом к пожизненному царствованию, никаких предохранителей тут нет. Не вышло с Прокопьевой, выйдет с кем-то еще. Найдут».
«Она написала обычную статью, а местному ФСБ нужны были палки, — выразил схожее мнение владелец TgVPN Владислав Здольников. — Они завели на неё уголовное дело за «оправдание терроризма», а прокурор запросил для неё 6 лет колонии. Помимо того, что преступлений без потерпевших существовать не должно, никакого оправдания там конечно не было, а в материалах сфабрикованного дела полный ад. Прокопьева должна быть немедленно оправдана и освобождена».
«Если в случае с Серебренниковым и коллегами было все примерно понятно, то в случае с приговором Светлане Прокопьевой нет ощущения, что наверняка обойдется. Пришел ли в суд хоть кто-нибудь из Седьмой студии, захватив сумку?» — делится своими мыслями биолог Татьяна Фёдорова — супруга бывшего «узника Tor», математика Дмитрия Богатова.
Накануне заседания главред «Медиазоны» Сергей Смирнов заявил в своём Telegram:
«Чтобы вы понимали, все дело основано на экспертах и их выводах, примерно таких: «Подобное оправдание терроризма прессой XIX века видится как один из этапов разрушения русской государственности, ее ослабления и достижения геополитических интересов странами-конкурентами».
Реально хочется сказать: что вы все несете?! Какие народовольцы, какие народники!? Как обычно не обошлось без секретных свидетелей (разумеется оперов), один из них говорил, что цель Прокопьевой «смена власти, в том числе различными радикальными механизмами»».
«Светлана Прокопьева написала удивительно точный и проницательный текст об истории теракта в Архангельском УФСБ, — считает политолог Кирилл Рогов. — Как политолог, очень хорошо понимаю, в чем смысл суда на Светланой Прокопьевой. Если это самоподрыв-протест подростка против пыток, то общество переходит на его сторону, а ФСБ превращается в НКВД. Поэтому саму возможность такой постановки вопроса надо давить в зародыше».
В поддержку Светланы выступил также Союз журналистов России. Об этом сообщил глава организации Владимир Соловьёв: «Конечно, мы поддерживаем Светлану и очень хотим, чтобы не было приговора. Тем более, там есть предложение от прокурора, вообще вопиющее, — четыре года без профессии. В первый раз о таком вообще слышу».
Также Москве у здания ФСБ на Лубянке прошли пикеты журналистов с задержаниями участников. Аналогичные акции в преддверии оглашения приговора состоялись в самом Пскове и ряде других городов страны.
Светлана Прокопьева сотрудничает со многими изданиями, на «Эхе Москвы в Пскове» выходит ее авторская программа «Минутка просветления». Ранее журналистка возглавляла редакцию газеты «Псковская губерния».
The main news of the week in the field of law.
On December 23, 2022, the Ministry of Justice included Roskomsvoboda in the register of unregistered public associations performing the functions of a foreign agent. We disagree with this decision and are appealing it in court.