На этой неделе стало известно о принятии кабмином новой Стратегии развития отрасли связи. Она содержит десять ключевых инициатив, одна из которых касается отмены сетевого нейтралитета. Ещё одно новшество касается работы гражданских сетей во время чрезвычайного положения и о праве их отключения силовиками.
Также МВД России разработало законопроект о досудебном доступе к любым передаваемым через интернет данным и приравнивании их к информации, необходимой для следственных действий.
Ведущий юрист «Роскомсвободы» Саркис Дарбинян комментирует законопроект МВД, а также Стратегию по части контроля силовиков над гражданскими сетями:
«На самом деле, предлагаемая МВД поправка — она не про досудебный порядок. Силовики всегда могли в рамках оперативно-разыскных мероприятий (ОРМ) проделать все необходимые им действия и уже потом получить санкцию суда. Здесь просто расширяется список так называемых «форм проведения ОРМ». Для чего они это делают — до этого в законе фигурировало «исследование доказательств и документов», и отдельно был «запрос компьютерной информации». Но многие провайдеры, когда к ним приходили запросы от полиции — «предоставьте нам IP-адреса к определённым конкретным соединениям, которые нас интересуют», — отказывали, ссылаясь на тайну переписки, мотивируя тем, что это не просто какая-то анонимизированная компьютерная информация, а что она относится к тем персональным данным, которые могут позволить идентифицировать лицо. И вот, чтобы особо умные провайдеры не посылали их читать законы, в МВД решили просто расширить форму ОРД, чтоб полицейские могли ссылаться на этот новый закон, если кто-то вдруг начинает вспоминать про Конституцию. Поправка эта чисто техническая, она просто узаконивает уже сложившуюся практику. Органы, осуществляющие ОРД, и так получали безграничный доступ к информации у разных провайдеров, операторов, веб-сервисов и так далее».
«Если же смотреть вкупе эту и другие новости этой недели, то складывается некий новый мир, в котором силовики получают больше возможностей. Например, возможности для получения информации с серверов, где бы они ни находились на территории РФ. А ещё, согласно Стратегии, военные получают контроль управления «золотой частотой» [которая планировалась под 5G]. Уже очевидно, что главный игрок теперь образовался — это военные. Если раньше приходилось считаться с другими игроками из гражданского сектора, то теперь в военное время основную музыку будут заказывать они. Ими же будут определять как порядок развития Сети, так и способы регулирования и получения доступа к конкретной интересующей их информации. То есть всё будет в руках военных и силовых структур, которые задействованы в выполнении военных задач. Приоритеты сдвинулись, это было ожидаемо, и теперь наконец-то будет поставлена точка в вопросе — кому будет принадлежать вот тот «золотой диапазон» частот. Вероятно, нам в ближайшее время не видать какого-то развития новых форматов передачи данных. Дай бог, чтоб существующие-то работали».
Руководитель «Роскомсвободы» Артём Козлюк комментирует инициативу кабмина, внесённую в Стратегию, согласно которой от принципа сетевого нейтралитета отрасль связи должна будет перейти «к рациональному и экономически эффективному распределению ресурсов сетей связи между потребителями их услуг», для чего будут созданы «механизмы для обеспечения выравнивания рыночных условий между телеком- и интернет-компаниями, которые предусматривают в том числе возможность введения регулирующими органами минимального тарифа, взимаемого операторами связи за пропуск трафика от крупнейших интернет-компаний в рамках заключенных прямых договоров»:
«Сетевая нейтральность предполагает равный допуск любого вида интернет-трафика до клиентов операторов связи — пользователей. Любая искусственная приоритезация влечёт негативное воздействие и на бизнес-процессы, и на самих пользователей.
Если интернет-сервисы будут платить за доступ к сетям связи, это может повлечь разрушение многих и экономических, и социальных процессов. К тому же сервисы будут неминуемо перекладывать финансовое бремя на самих пользователей или сами операторы связи будут вводить тарифы для пользования теми или иными сервисами — мессенджерами, соцсетями, видеохостингами и т.д.
Также, безусловно, при распределении «приоритетов» доставки контента могут возникнуть и коррупционные риски. Одним словом, это деградационная для многих сфер инициатива, которая периодически возникает со стороны крупных операторов связи по всему миру, но всегда получает отраслевой, общественный и государственный отпор, потому как это противоречит технологическому, экономическому и социальному развитию.
Произойдет ли тоже самое в России — вопрос открытый, но несколько подобных атак ранее интернет-отрасль уже отбила».
The main news of the week in the field of law.
On December 23, 2022, the Ministry of Justice included Roskomsvoboda in the register of unregistered public associations performing the functions of a foreign agent. We disagree with this decision and are appealing it in court.