9 December 2020

Законопроект о признании иноагентами физлиц за политическую деятельность принят в I чтении

Поправки, направленные на «установление дополнительных мер противодействия угрозам национальной безопасности», значительно расширяют понятие «иностранный агент» и ограничения, связанные с организациями и физлицами, получившими такой статус.  

Депутаты Госдумы приняли в первом чтении законопроект №1057914-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия угрозам национальной безопасности». Предложенные группой парламентариев во главе с единороссом Василием Пискарёвым поправки существенно расширяют список потенциальных «иностранных агентов».

Законопроектом предлагается наделять таким статусом человека, который занимается политической деятельностью и при этом получает финансирование из-за рубежа. То же распространяется и на общественные объединения. Их вдобавок обяжут не реже, чем раз в полгода, отчитываться о том, в каком объеме и для каких целей «иноагент» получил иностранное финансирование и как им фактически распорядился.

Физлица, выполняющие функции иноагентов, не смогут занимать должности на государственной и муниципальной службе, а также быть допущенными к государственной тайне.

«Мы хотим, чтобы было понятно, какие страны и сколько вливают средств в нашу внутреннюю политику и влияют на волеизъявление наших граждан», — заявил на пленарном заседании в Госдуме Пискарев.

Раньше физлицо могло получить статус иноагента, только если оно оно получало финансирование из-за рубежа и распространяло информацию организации, признанной иностранным агентом.

Новый законопроект может коснуться, например, «Голоса», который занимается защитой прав избирателей, отмечали СМИ. Организация действует в форме движения, которое не требует наличия юрлица, однако по новым правилам его можно признать иноагентом и без регистрации. Менеджер проектов ФБК Леонид Волков считает, что иностранными агентами будут признавать кандидатов от «умного голосования», которое предлагает избирателям голосовать за сильнейших кандидатов от оппозиции. СМИ при упоминании любого иностранного агента должны указывать его статус в публикации.

В эффективности новых запретов на заседании Госдумы усомнился лишь либерал-демократ Сергей Иванов:

«Причем тут вообще суверенитет? Расследования против воров и жуликов, собирающие миллионы просмотров, это что ли борьба за суверенитет? Они (воры и жулики) что ли Россия? Доверие к власти настолько уже на нуле, в итоге вы только рекламу сделаете этим иноагентам. Никто уже не хочет слушать этот „соловьиный помет“ — это не сработает».

.

Директор информационно-аналитического центра «Сова» Александр Верховский ранее утверждал, что под «политической деятельностью» в российских законах может подразумеваться «абсолютно любая деятельность». «Например, российское законодательство может считать политической деятельностью даже произнесение вслух оценки работы органов власти», — считает он.

С ним согласен юрист «Команды 29» Максим Оленичев:

«Опыт применения закона об НКО-иноагентах говорит о том, что государство принимает за политическую деятельность любую публичную деятельность — выражение критического мнения, распространение информации с критикой органов госвласти и реформ, проведение публичных мероприятий (митинги, шествия, собрания, тренинги, семинары). Любые действия по распространению информации критической, по мнению власти».

.

Сотрудник правозащитного центра «Мемориал» Татьяна Глушкова сказала изданию: «Любая группа граждан, которая собралась для реализации своих целей, будь то защита чьих-то прав или совместное прослушивание музыки, может быть внесена в реестр незарегистрированных объединений, выполняющих функции иностранного агента, если она имеет хотя бы 10 рублей иностранных денег и занимается политической деятельностью».

В пояснительной записке говорится, что изменения «позволят повысить законность и прозрачность в деятельности общественных объединений, некоммерческих организаций и частных лиц, поддерживаемых из-за рубежа и участвующих в политических процессах» в России.

Ранее Министерство юстиции предложило распространить закон об иностранных агентах на коммерческие организации, в том числе на общества с ограниченной ответственностью (ООО). Сейчас иноагентами в России могут признавать только некоммерческие организации (НКО).

Contacts

For general questions

[email protected]

For legal questions

[email protected]

Contacts for media:

Telegram: moi_fee
Signal: moi_fee.13

18+

On December 23, 2022, the Ministry of Justice included Roskomsvoboda in the register of unregistered public associations performing the functions of a foreign agent. We disagree with this decision and are appealing it in court.