Советник гендиректора «Роскосмоса» Иван Сафронов, ранее писавший для крупнейших российских изданий на темы вооружений, был задержан ФСБ по обвинению в работе на одну из стран NATO и разглашении гостайны, но его коллеги не верят в версию силовиков.
Судя по всему, в России намечается ещё один громкий скандал, связанный с уголовным преследованием журналистов, и, вполне возможно, оно встанет в один ряд с такими прецедентными событиями, как «дело Голунова» и «дело Прокопьевой». Бывшего журналиста «Ъ» и «Ведомостей», советника главы «Роскосмоса» Ивана Сафронова задержали и предъявили обвинение по ст. 275 УК РФ (государственная измена), наказание по этой статье предполагает от 12 до 20 лет колонии. Соответствующее видео опубликовало ФСБ в социальных сетях. В мае 2020 года Сафронов стал советником главы «Роскосмоса» Дмитрия Рогозина. «Роскосмос» подтвердил задержание Сафронова, но в госкорпорации отметили, что задержание не связано с нынешним местом работы.
Иван Сафронов раньше работал в «Коммерсанте» и «Ведомостях». Его материалы уже становились поводом для «бесед» в ФСБ и иска по обвинению в разглашении государственной тайны. Рассказываем, о чем писал Сафронов и что могло стать поводом для задержания https://t.co/6q8LZchuxz
— МБХ Медиа (@MBKhMedia) July 7, 2020
В «Коммерсанте» Сафронов освещал темы ВПК, много писал о предприятиях космической отрасли, в частности, о «Роскосмосе». В середине марта 2019 года была опубликована статья «Су-35 укрепят египетскую силу», написанная Сафроновым и Александрой Джорджевич. Статья о контракте на поставку в Египет российских истребителей была опубликованная с ссылкой на источники в ВПК. После выхода статьи госсекретарь США Майк Помпео заявил о возможных санкциях в отношения Египта в случае покупки российских истребителей. Позже статья была удалена с сайта издания, в суде было зарегистрировано административное дело по части 7 статьи 13.15 КоАП (использование СМИ и информационно-телекоммуникационных сетей для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну), но суд не стал рассматривать дело. Копия статьи осталась в Архиве интернета и Webpage archive . «Рособоронэкспорт» в марте месяце того же года опроверг информацию о подписании контракта.
В мае 2019 года Иван Сафронов после почти десяти лет работы в политическом отделе «Коммерсанта» покинул издание. Сафронова и его коллегу Максима Иванова уволил собственник издания после выхода статьи о возможном уходе с поста спикера Совета Федерации Валентины Матвиенко: «Я покидаю ИД вместе с Максимом Ивановым не по своей воле, а в соответствии с решением акционера, который высказал серьезные претензии к статье, в которой сообщалось про возможный уход с поста спикера Совета Федерации Валентины Ивановны Матвиенко. Нравится оно мне или нет, это не важно: у ИД есть владелец, он вправе определять, кто будет работать в принадлежащем ему активе — Ваня Сафронов или какой-то другой человек». После увольнения Сафронова и Иванова из «Коммерсанта» ушел весь отдел политики вместе с заместителем главного редактора и главой отдела Глебом Черкасовым.
В июле 2019 года Сафронов перешел в «Ведомости», где продолжал писать статьи на тему ВПК и космической отрасли. За время работы в «Ведомостях» Сафронов публиковал информацию о катастрофе атомной подлодки «Лошарик», тайном присвоении гендиректору «Ростеха» Чемезову звания Героя России, инцидентах с устаревшей ракетой на военных учениях «Гром-2019» и первом крушении истребителя Су-57.
После назначения Андрея Шмарова главным редактором издания, Сафронов уволился из «Ведомостей» и стал советником Дмитрия Рогозина в «Роскосмосе», где проработал менее двух месяцев.
Опубликовано Иваном Сафроновым Среда, 27 мая 2020 г.
В «Роскосмосе» он должен был курировать информационную политику корпорации и ряд «спецпрограмм», допуска к гостайне он не имел. Во время его работы на «Роскосмос» личный аккаунт Рогозина стал официальным аккаунтом корпорации.
ФСБ РФ возбудила в отношении Сафронова уголовное дело по статье «Госизмена». Он подозревается в том, что работал на одну из спецслужб НАТО, добавили в ФСБ. По версии службы, советник Рогозина собирал и передавал представителю спецслужбы одной из стран НАТО сведения о военно-техническом сотрудничестве, обороне и безопасности России, составляющие гостайну.
«Задержание Ивана – конечно, неожиданность. Я уверен, что это уголовное дело связано с профессиональной деятельностью Ивана. С каким именно кейсом связано это дело, я не знаю, но таких журналистов как он, практически больше нет. Надеюсь, он скоро окажется на свободе», — прокомментировал ситуацию бывший начальник Ивана в «Ъ» Глеб Черкасов.
При этом Черкасов отметил, что буквально полтора месяца назад, в мае, агентство ТАСС со ссылкой на свои источники подтвердило информацию Сафронова о поставках истребителей Су-35 в Египет и начало исполнения контракта, о котором шла речь в статье Ивана.
Редакция издания The Bell в связи с данным инцидентом опубликовала заявление, в котором назвала Ивана Сафронова одним из лучших российских журналистов, а также прогнозирует , что процесс над ним будет иметь непрозрачный характер:
«Учитывая резонанс и возможную связь задержания Сафронова с выполнением его профессиональных обязанностей журналиста, мы уверены, что это дело должно быть предано максимальной огласке и публичности, а Ивану — предоставлены все возможности для защиты.
Многие журналисты The Bell знакомы с Иваном лично, некоторые работали с ним вместе. У нас никогда не возникало вопросов к его профессионализму и репутации. «Ваня и госизмена — это вещи абсолютно несовместимые», — написала сегодня коллега Сафронова, редактор международного отдела «Коммерсанта» Елена Черненко. Те из нас, кто знаком и работал с Иваном Сафроновым, могут подписаться под этими словами.
The Bell будет следить за развитием ситуации и выражает поддержку Ивану и его семье».
.
«Самое плохое, что дело Ивана Сафронова сейчас засекретят, и останется только догадываться, какая там гостайна и кто кому что передавал, — соглашается с коллегами шеф-редактор Знак.com Дмитрий Колезев. — Опять надежда только на проявление журналистской солидарности, что публичное давление не даст спрятать нюансы дела от общественности».
Юристы и коллеги Ивана Сафронова в целом обеспокоены делом против него, считая, что теперь темы безопасности и обороноспособности страны в российской прессе попадут под табу.
«Все, кто пишет на тему обороны и безопасности РФ, рискуют сесть за госизмену» — юристы и коллеги Ивана Сафронова о его задержании https://t.co/9e98JTTzAh
— The Insider (@the_ins_ru) July 7, 2020
«Иван Сафронов недавно был назначен советником главы Роскосмоса, Рогозин – это чиновник такого уровня, что все его советники проходят тщательную проверку, и если бы на момент назначения по нему велась работа, то никто бы его не назначил. А это значит, что уголовному делу могли дать ход только недавно. Тогда еще более странно, что поводом могла стать его статья годовой давности», — адвокат Владимир Жеребенков, защищающий американца Пола Уилана, осужденного за шпионаж.
Александр Гольц, военный эксперт:
«Те, кто рискует писать сегодня на тему обороны и безопасности Российской Федерации, находятся в очень тяжелом положении. Достаточно посмотреть наши документы, которые определяют, что относится к гостайне, а что нет, и можно увидеть без труда, что любую журналистскую публикацию на тему вооруженных сил можно подтянуть уж точно к разглашению гостайны, а при желании и к госизмене. При этом, что конкретно относится к гостайне, определяется инструкцией, которая секретна в свою очередь. То есть, когда вы беретесь писать, вы не знаете, влезете вы случайно в гостайну или нет. Это сделано исключительно для того, чтобы был только один источник информации по вопросам безопасности и обороны — официальные органы. В этих условиях любой человек, который рискует писать об этом, априори ставит себя в очень сложное положение.
Да, он был советником Рогозина, и, наверное, его очень тщательно проверяли. Но ФСБ — это очень большая структура. Один проверяет по своим делам, и это не мешает другому отделу завести дело и вести его, не передавая информацию коллегам. Как мы знаем из последних событий, ФСБ сегодня — это та еще Воронья слободка».
.
«Разгласить гостайну теоретически может любой, — отмечает адвокат Константин Ривкин. — Я фамилию называть не буду, этот человек сейчас работает адвокатом. Он беседовал со своим сослуживцем, носителем секретной информации, и тот ему что-то такое рассказал, а он потом это сделал достоянием публики и в результате был привлечен к уголовной ответственности именно за разглашение государственной тайны. Госизмена заключается в том, что это информация разглашается ‘сторонним товарищам'».
«Напомню, буквально пять дней назад за госизмену к семи годам лишения свободы был приговорен военный эксперт Владимир Неелов, писавший на тему частных военных компаний. Что примечательно, он сотрудничал в том числе с кремлевскими СМИ и пригожинским РИА ФАН», — добавляет Дмитрий Колезев.
Известно также об обыске в квартире главреда «Холода» Таисии Бекбулатовой, успевшей сообщить об это главе «Агоры» Павлу Чикову. По его словам, «судя по публикациям в социальных сетях, Бекбулатова близко знакома с задержанным сегодня утром журналистом Иваном Сафроновым».
Подробно о ситуации с Сафроновым можно прочесть на @mediazzzona
➡️ https://t.co/B6cnOvkt6GМнения журналистов об Иване и обвинениях в его адрес — на @meduzaproject
➡️ https://t.co/cxs0MOJovL— Важные истории (@istories_media) July 7, 2020
В Кремле не связывают с журналистской деятельностью обвинение в госизмене бывшего журналиста «Коммерсанта» и «Ведомостей» и советника главы «Роскосмоса» Ивана Сафронова. Об этом сообщил пресс-секретарь президента Дмитрий Песков:
«Он обвиняется по статье о госизмене, передаче секретных данных зарубежным разведкам, об этом говорится в опубликованном заявлении. Насколько мы осведомлены, это задержание никоим образом не связано с журналистской деятельностью, которой прежде занимался Иван Сафронов».
По его словам, в Кремле о задержании Сафронова узнала из СМИ, а президента Владимира Путина о нем не информировали. Песков уверен, что дело Сафронова не нуждается в особом контроле и «совершенно нет необходимости» ставить в известность главу государства о нюансах работы контрразведки, которая «ведется 24 часа в сутки».
На слова журналистов о том, что дело Сафронова в суде будут рассматривать в закрытом режиме, Песков ответил: «Было бы странно, если бы дела о гостайне и госизмене, где речь касается работы иностранных разведок у нас на территории и контрразведывательной деятельности, осуществлялись бы в транспарентном режиме».
Было бы странно, если бы связали… Но вопросов все равно много. Помимо того, что "не ходил бы ты, Ванек, во солдаты" к рогозиным…
Опубликовано Григорием Пасько Вторник, 7 июля 2020 г.
В Москве у здания ФСБ начались пикеты в поддержку Сафронова. Уже есть задержанные.
«Когда один за другим сажают журналистов — это очень плохой знак, очень плохой знак для всей нашей страны». Задержанный корреспондент “Ъ” Александр Черных о деле Ивана Сафронова. pic.twitter.com/VHMmzkNuOQ
— Коммерсантъ (@kommersant) July 7, 2020
У здания ФСБ на Лубянке начались одиночные пикеты в поддержку советника главы «Роскосмоса», бывшего журналиста «Коммерсанта» Ивана Сафронова https://t.co/wM32P8sgTR
— Дождь (@tvrain) July 7, 2020
The main news of the week in the field of law.
On December 23, 2022, the Ministry of Justice included Roskomsvoboda in the register of unregistered public associations performing the functions of a foreign agent. We disagree with this decision and are appealing it in court.