На смену статье 282 УК РФ, которая до осени прошлого года массово собирала «урожай» уголовного преследования за онлайн-слова, пришли ранее прогнозируемые правозащитниками массовые административные наказания, причём касаются они уже не только постов во ВКонтакте, но и в Facebook.
Новости, которые в последнее время приходят с разных концов России, не могут не внушать опасения. Сейчас на линии Кубань. По-видимому, региональные силовики «тестируют» систему привлечения к административной ответственности на местных оппозиционерах, причем преследования постепенно перемещаются из российских соцсетей в зарубежные.
Поводом для привлечения к ответственности стали публикации и перепосты, связанные с так называемыми «нежелательными организациями», по статье 20.33 КоАП РФ «Осуществление деятельности на территории Российской Федерации иностранной или международной неправительственной организации, в отношении которой принято решение о признании нежелательной на территории Российской Федерации ее деятельности».
Если правозащитники прогнозировали всплеск произвола в отношении оппозиционных активистов за публикации в основном ранее попадавшие под «декриминализованной» статьи 282 УК РФ, то их прогнозы сбываются по другим статьям, в частности — о деятельности «нежелательных организаций». Настораживает и тот факт, что этот «пакет» штрафов на кубанских активистов был наложен на основании постов и репостов в Facebook, т.е. теперь уже «железо-бетонных» доказательств, предоставляемых обычно соцсетью ВКонтакте о своих пользователях, силовикам и судам не нужно.
Об интересе властей к представителям «нежелательных организаций» правозащитники говорят уже давно. К примеру, в отношении «Открытой России» словно задействована своеобразная «презумпция виновности», поскольку по всей стране против них возбуждаются и уголовные, и административные дела. Глава «Агоры» Павел Чиков настроен достаточно пессимистически в этом вопросе:
Активисты «Открытой России», в отношении которых есть хотя бы одна административка по ст.20.33 КоАП, теперь под реальной угрозой уголовного преследования. Отказ от участия в движении эту угрозу не устраняет. Оценивайте риски, запасайтесь контактами адвокатов, покидайте Родину
— Pavel Chikov (@pchikov) 14 березня 2019 р.
Целым «пакетом» пошли возбуждения дел против кубанских активистов, на которых местные суды ничтоже сумняшеся накладывают неприподъемные для них штрафы.
Одной из первых ещё в январе текущего года в осуществлении деятельности «нежелательной организации» обвинили детского хирурга Яну Антонову за то, что она опубликовала ролик «Открытки», рассказывающего о нехватке школ в Краснодаре. Пару недель назад Ленинский районный суд [Краснодара], сообщает активистка в своём Facebook, оставил в силе решение мирового суда о штрафе в 15 000 рублей.
«Мы написали 400 писем четырёмстам депутатам Государственной думы с просьбой выделить средства из федерального бюджета для строительства 10 школ на тысячу ученических мест каждая в нашем городе и сняли об этом видео», — рассказывает обстоятельства размещения ролика Яна Антонова, а также просит оказать ей помощь в сборе денег на штраф, поскольку для неё это очень большая сумма.
В Краснодарском крае суд оштрафовал члена партии «Яблоко» Александра Сафронова на 5 тыс. рублей за репост в Facebook видеоролика «Открытой России» о нехватке школ в Краснодаре. Как рассказал Znak.com сам Александр Сафронов, суд квалифицировал его действия по статье 20.33 КоАП РФ («Осуществление деятельности нежелательной организации на территории РФ»).
Сафронов заявил, что намерен обжаловать это решение суда и при необходимости готов дойти до Европейского суда по правам человека.
По данной статье по всей стране возбуждено уже множество административных дел, но особенно «кучно» правоохранители и суды действуют на Кубани. Недавно в Ейске в отношении оппозиционного депутата Ейского районного совета Александра Коровайного было возбуждено административное дело из-за публикации «МБХ-Медиа» про рост курса доллара и цен.
«Думаю, что это попытка в очередной раз запугать или лишить средств к жизни, — считает Коровайный. — Когда меня в 2017 году уволили со школы якобы за организацию публичного массового мероприятия, я лишился постоянного места работы и подрабатываю от случая к случаю. Но мне много не нужно — на скромную жизнь хватает, а я продолжаю борьбу».
На днях дело за сотрудничество с «нежелательной» организацией возбудили и в отношении краснодарского поэта Максима Дроздова из-за участия в поэтических чтениях, организованных «Открытой Россией». Стоит отметить, что Сафронов, Коровайный и Дроздов не имеют никакого отношении к движению «Открытая Россия», а являются членами партии «Яблоко».
РосКомСвобода пообщалась с одним из наших постоянных экспертов — юристом и правозащитником Владиславом Юсуповым, у которого мы поинтересовались — почему столь массово административные дела были возбуждены именно по этой статье и именно в Краснодарском крае, не является ли это своего рода тестированием относительно новой законодательной нормы в отдельно взятом регионе, чтоб потом правоприменительную практику распространить по всей стране.
Юсупов утверждает, что столь быстро и массово штампуются подобные дела, поскольку в отличие от уголовного, в административном праве суды относятся к доказательной базе, предъявляемой правоохранителями, «снисходительно»:
«То есть те же самые доказательства, которые суд в УК никогда не посчитает достаточными, в административном процессе примет для привлечения человека или организации к админответственности.
Касаемо «тестирования» правоприменительной практики — такое вполне возможно. Даже более того, без согласования с Москвой инициативы подобного рода чреваты для местных силовиков разного рода взысканиями. Поэтому происходящее сейчас на Кубани можно считать если не тестированием, то аналитическим правоприменением. Изучается изменение фона общественных настроений подобными действиями силовиков.
Почему выбрали для этого Кубань? Она изначально лояльна к власти. Кстати, вполне возможно, инициатива по преследованию активистов идёт совсем не от МВД или прокуратур, а от аналитиков Кремля, которые сейчас анализируют ситуацию, создают обострённые моменты. Они смотрят, как меняются негативные настроения, чтоб в дальнейшем понимать — какие действия предпринимать».
.
Госмашина, по его мнению, давно работает так, что пробует общество на прочность. «Репрессивной мерой становятся нормы тогда, когда в обществе нет сопротивления и желания общества бороться за свои права, — уверен Юсупов. — Активистам я бы рекомендовал пройти все судебные инстанции, чтоб затем обращаться в ЕСПЧ. Новейшие российские правовые акты противоречат многим международным нормам, связанным со свободами и правами человека, поэтому в европейском суде российские активисты имеют достаточно хорошие шансы добиться справедливости».
The main news of the week in the field of law.
On December 23, 2022, the Ministry of Justice included Roskomsvoboda in the register of unregistered public associations performing the functions of a foreign agent. We disagree with this decision and are appealing it in court.