Госдума сразу во втором и третьем чтениях приняла очередной пакет законов, направленных на усиление цензуры и подавление точки зрения, которая не совпадает с официальной.
Документ №870801-8 «О внесении изменений в статью 4 Федерального закона "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием" (в части совершенствования механизма правового регулирования контроля за деятельностью иностранных агентов)» позволит признавать иноагентами граждан за содействие в исполнении решений международных организаций, в которых РФ не участвует. Также туда могут попасть те, кто содействует иностранным госорганам, если они направлены против безопасности РФ (при отсутствии признаков экстремистских статей УК).
Кроме этого, основанием для включения в соответствующих перечень танет «вовлечение граждан, в том числе несовершеннолетних» в иноагентскую или содействующую вышеупомянутым международным организациям деятельность. Поводом для попадания в «иноагенты» также станет финансирование всей вышеупомянутой деятельности.
Документ №871724-8 «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 31 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (в части усиления ответственности за отдельные преступления против основ конституционного строя и безопасности государства)» устраняет административную преюдицию для ряда правонарушений, которые могут квалифицироваться как экстремистские.
Если будет доказано, что гражданин высказался или написал в интернете пост «из корыстных побуждений или по найму», либо как-то призывал к санкциям против РФ, имея при этом корыстные побуждения, он может быть приговорён к 7 годам реального заключения.
Документ №871363-8 «О внесении изменения в статью 247 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» позволит проводить заочные суды над любыми лицами за рубежом по делам о преступлениях против безопасности РФ.
Все три закона были приняты без обсуждений и дискуссий единогласно. Спикер Госдумы Вячеслав Володин подчеркнул весь этот набор поправок касается в первую очередь «тех, кто уехал»: «Надо их перекрыть, защитить страну и независимость».
Володин также подчеркнул, что за нарушение этих законов будет грозить до 7 лет лишения свободы.
А вот четвёртый, №830823-8 «О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" и статьи 9 и 11 Федерального закона "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием" (в части совершенствования регулирования деятельности иностранных агентов)», несколько оживил «думское единение», поскольку к нему были поданы несколько поправок от фракции КПРФ. Законопроект изначально направлен на запрет «иноагентам» вести просветительскую деятельность и работать в государственных компаниях (например, такого рода как «Роскосмос»), но в этом и других изменениях законодательства коммунисты увидели множество рисков. В частности, опасность попадания в такого рода перечень профсоюзных организаций.
Как заявил представитель коммунистов Юрий Синельщиков, фракция в целом против необоснованного ужесточения «иноагентского» законодательства:
«Быть иноагентом — это не правонарушение, но в РФ оно носит негативный характер. С 2012 года ими не было совершено правонарушений, кроме неисполнения обязанностей иноагента. В связи с тем, что иноагентское законодательство постоянно ужесточается, КПРФ хочет уточнить правовой статус иноагента».
Кроме прочего, коммунисты предложили очертить сумму получаемых иноагентом финансов, потому что должна быть обоснованность и доказанность вовлечения их в работу на иностранные государства, но остальные фракции не поддержали, как и поправки о механизме опротестования иноагентского статуса.
Стоит заметить, инициаторы всех четырёх законопроектов были весьма категоричны и старались в достаточно жёсткой форме намекнуть коллегам по парламенту о недопустимости дискуссий на тему новых законов.
В итоге все четыре закона получили единогласное одобрение Госдумы.
The main news of the week in the field of law.
On December 23, 2022, the Ministry of Justice included Roskomsvoboda in the register of unregistered public associations performing the functions of a foreign agent. We disagree with this decision and are appealing it in court.