Вспоминаем, из-за чего к корреспонденту «Дождя» ночью пришла полиция, получилось ли у пресс-секретаря мэрии Уфы отказаться от своих слов, не признавая их ложью, и какое издание подало иск к Роскомнадору.
В начале июня Сулейман Керимов подал иск о защите чести и достоинства к журналу Forbes и газетам «Наша версия» и «Ведомости». Об иске СМИ узнали, увидев соответствующую информацию в судебной карточке. Досудебных претензий от сенатора к ним не было. О каких именно статьях идет речь, неизвестно.
21 мая Forbes опубликовал материал «Спрятанные наследники: что мы знаем о детях российских миллиардеров?». В нем сообщалось, что сын Керимова остается «глубоко в тени», хоть и «именно он сегодня владеет семейными активами». В тот же день на сайте издания вышел рейтинг богатейших российских наследников, в котором дети сенатора заняли девятое место. Об этом рейтинге тогда же написали «Ведомости».
В первой декаде месяца в отношении нижегородского журналиста Александра Пичугина завели уголовное дело о распространении фейковой информации о коронавирусе. По данным следствия, в середине апреля журналист подготовил и разместил в телеграм-канале с 1306 подписчиков и тем самым публично распространил заведомо ложную информацию, способную спровоцировать панику и нарушение правопорядка. Обвиняемый в материалах следствия чёткого доказательства своей вины не увидел и намерен вместе с адвокатом доказывать в суде свою невиновность.
Во второй половине июня полиция начала проверку сюжета телеканала «Дождь» о покупке голосов за поправки в текст Конституции. К корреспонденту Антону Баеву в полпервого ночи пришли четверо человек в штатском, представились сотрудниками правоохранительных органов и потребовали проехать с ними. В ходе разговора с этими людьми стало известно, что дело в его сюжете про голосование о поправках. В нём корреспондент опросил некоторых пенсионеров, которых без их ведома вписали в списки на электронное голосование, и выяснил, что они не регистрировались в интернете.
К нашему корреспонденту Антону Баеву в 00:30 ночи пришли 4 человек в штатском, представились сотрудниками правоохранительных органов и потребовали проехать с ними. Говорят, что дело в его сюжете про голосование о поправках в Конституцию. потом подъехали еще полицейские pic.twitter.com/M3b9oCTE51
— Дождь (@tvrain) June 17, 2020
По словам Баева, весь день ему поступали звонки: некий «Вячеслав» хотел передать на флешке «очень много» данных пенсионеров после того, как он увидел его сюжет о покупке голосов за Конституцию. После приезда полицейских «Вячеслав» перестал отвечать.
Примерно в тоже время «Эхо Москвы» получило от суда штраф за распространение фейка. Речь идёт о публикации выступления политолога Валерия Соловья о числе заражённых коронавирусом. Со ссылкой на анонимные источники, Соловей 16 марта рассказал, что с середины января в России насчитывается около 1600 подтвержденных случаев смерти людей от коронавируса, а количество инфицированных оценивается в 130–180 тыс. (сама публикация сейчас недоступна). Генеральная прокуратура, потребовавшая заблокировать эту информацию, опираясь на данные Роспотребнадзора, тогда заявила, что на 18 марта насчитывалось всего 147 случаев заражения.
В 20-х числах июня стало известно , что Управление Роскомнадзора по республике Башкортостан завело административное дело о фейках на «Коммерсантъ-Уфа». Газета опубликовала материал в апреле этого года. В нём говорилось, что администрация Уфы зарезервировала 1000 мест на городском кладбище для умерших от COVID-19 людей. Новость об этом также написали несколько СМИ Уфы. В их числе — портал «Проуфу», журналистам которого информацию подтвердил пресс-секретарь администрации города Марсель Байдавлетов.
На следующий день после публикаций СМИ мэрия города выпустила опровержение, после чего СМИ по требованию Роскомнадзора удалили сообщения о подготовке мест на кладбищах. Пресс-секретарь мэрии Марсель Байдавлетов на суде заявил, что действительно подтверждал изданию информацию, однако не считает свои слова официальным комментарием, поскольку журналистка «Проуфу» обратилась к нему в мессенджере WhatsApp, а не через официальный запрос на бланке издания и с печатью. Журналисты ProUfu утверждают, что пресс-служба города давно общается со СМИ в мессенджерах.
В конце месяца медицинское издание Vademecum подало иск к Генпрокуратуре и Роскомнадзору, потребовав признать незаконной блокировку на основании закона о фейках статьи о платном лечении коронавируса: материал был написан на основании данных, официально полученных от Московского городского фонда обязательного медицинского страхования.
В издании требования ведомств назвали цензурой. «Заявление чиновников о том, что представленная нами информация является заведомой ложью и содержит «призывы к массовым беспорядкам, осуществлению экстремистской деятельности, участию в массовых (публичных) мероприятиях, проводимых с нарушением установленного порядка», мы воспринимаем как прямое оскорбление коллектива нашего издания», — заявили в редакции.
The main news of the week in the field of law.
On December 23, 2022, the Ministry of Justice included Roskomsvoboda in the register of unregistered public associations performing the functions of a foreign agent. We disagree with this decision and are appealing it in court.