Кроме этого, адвокат и коллеги журналиста заявили о необходимости максимальной огласки обстоятельств этого дела, поскольку власти, прикрываясь «гостайной» и «секретностью», делают процесс совершенно непрозрачным для общественности, возможно, таким образом маскируя попытку усиления цензуры и давления на СМИ.
Недавно состоялся онлайн-митинг в поддержку советника главы Роскосмоса, бывшего сотрудника «Ъ», журналиста Ивана Сафронова, обвиняемого в госизмене ( статья 275 УК РФ ). Трансляция проходила на ютьюб-канале «Новой газеты». Мероприятие модерировали журналист «Новой газеты» Александра Джорджевич и первый заместитель главного редактора онлайн-издания «Проект» Михаил Рубин.
В самом начале онлайн-митинга его ведущие озвучили одну из основных проблем, касающихся дела Ивана Сафронова — власти стараются вести его максимально непрозрачно, ссылаясь на секретность, утаивая от общественности все обстоятельства. Поэтому, считают коллеги Сафронова, это дело «нельзя оставлять в тишине».
В акции по видеосвязи приняли участие журналист Леонид Парфенов, председатель «Яблока» Николай Рыбаков, оппозиционный политик Дмитрий Гудков, муниципальный депутат Тимирязевского района Юлия Галямина, корреспондент интернет-издания Meduza Иван Голунов , главный редактор онлайн-издания The Bell Ирина Малкова, первый осужденный в России за госизмену журналист Григорий Пасько, осужденная за оправдание терроризма псковская журналистка Светлана Прокопьева , член Совета по правам человека при президенте Андрей Бабушкин, адвокат журналиста Иван Павлов.
Павлов согласился с тем, что за делом его подзащитного надо внимательно следить, требуя от властей открытости. Кроме этого, адвокатом были озвучены главные нарушения в деле, которые также нельзя замалчивать, а представителям СМИ нужно постоянно спрашивать у властей о них:
Следом за Павловым выступил бывший его подзащитный — журналист Григорий Пасько.
На вопрос ведущего Михаила Рубина, зачем власти возбуждают дела о госизмене против журналистов, Пасько предположил, что им просто играет на руку тот резонанс, который возникает вокруг таких процессов. Он не знает, как происходит ловля настоящих шпионов — возможно, силовикам попросту нечего об этом рассказать, но когда ты сажаешь журналиста, это вызывает стопроцентный резонанс, поскольку об этом напишут все СМИ, расскажут коллеги-журналисты, и вся страна увидит, что «ФСБ работает». К тому же силовики получают дополнительную возможность продвижения по службе:
«Быть может вот это им нравится — шум, их роль… И вот ещё один момент — профилактика. Если журналист что-то пишет, не согласовав с ФСБ, им это не нравится».
.
Чуть раньше в дискуссии ведущие поставили вопрос о возможности изменения статьи о госизмене, чтоб она не была столь размытой, не имела такого широкого трактования, и Григорий Пасько в своём комментарии поддержал эту инициативу. Он даже назвал этот вопрос «наиглавнейшим», поскольку если вдруг удастся спасти Ивана Сафронова, на его месте легко окажется кто-то другой, в том числе коллеги-журналисты.
Пасько убеждён — статья 275 УК РФ «юридически ничтожна и респрессивна», и необходимо сейчас приложить максимум усилий для её отмены, нужно подготовить необходимый законопроект, потребовав у законодателя его принять. При этом журналист предупредил — Система будет сопротивляться таким изменениям, и если законопроект об отмене или изменении 275-й статьи попадёт в Госдуму, его могут подолгу держать в профильных комитетах, стараться по-тихому «хоронить», но надо следить за этим процессом, прилагая все усилия, чтоб изменения были внесены.
«Военка — сфера закрытая, она информации о себе не любит. Но она очень важна для понимания того, что мы за страна. Я помню, как Александр Стукалин в журнале «Коммерсантъ Власть» делал проект «Вся российская армия», который вызывал скандалы при том, что расположение дивизий приводилось из открытых источников»,— в свою очередь, сказал Леонид Парфенов.
Иван Голунов же заметил, что «многих журналистов парализовала ситуация» с коллегой:
«Мы все начали прокручивать истории о том, как с кем-то встречались. Вспомнил, что после одного разговора мне подарили коробку конфет, и подумал: да, это, наверное, то самое».
Участники онлайн-митинга потребовали открытых следствия и судебного разбирательства над арестованным журналистом. Многие выступающие тоже поддержали пересмотр «резиновых» репрессивных статей Уголовного кодекса России.
Напомним, Иван Сафронов был задержан и арестован 7 июля. По версии ФСБ, журналист передавал чешским спецслужбам сведения, содержащие гостайну. В ФСБ отказались разъяснить адвокатам арестованного суть инкриминируемых деяний. Сафронов вину отрицает и связывает уголовное преследование со своей журналистской деятельностью.
The main news of the week in the field of law.
On December 23, 2022, the Ministry of Justice included Roskomsvoboda in the register of unregistered public associations performing the functions of a foreign agent. We disagree with this decision and are appealing it in court.