Депутаты Государственной Думы приняли в третьем чтении закон, которым запрещается участие в выборах руководителям, членам или тем, кто финансировал экстремистские или террористические организации, признанные таковыми по решению суда.
В Сети законопроект №1165649-7 сразу получил неформальное название «закон против ФБК» (организация, признанная иностранным агентом), поскольку его внесение крайне «удачно» совпало с массированной кампанией против Навального, его сторонников и связанных с ним организаций.
Госдума приняла закон о запрете участвовать в выборах причастным к деятельности объединений, признанных экстремистским или террористическим: их руководителям запретили избираться в течение 5, сотрудникам в течение 3 лет после вступления в силу решения суда https://t.co/xpDKsELSHw
— Настоящее Время (@CurrentTimeTv) May 26, 2021
«Для руководства срок такого запрета составит пять лет со дня вступления в силу решения суда о ликвидации или запрете деятельности такой организации, а для участников и работников – три года», - говорится на сайте Госдумы:
«При этом причастность участников, членов, работников и иных лиц к деятельности экстремистской или террористической организации должна будет устанавливаться решением суда. В отношении учредителей таких организаций, руководителей и их замов не будет требоваться судебное решение о причастности. Под запрет могут подпасть и те, кто перечисляет пожертвования таким организациям, а также предоставляет им консультации и иную помощь. Также поддержкой будет считаться публичное высказывание с одобрением деятельности или отдельных мероприятий подобных организаций, в том числе в интернете».
Уточнения, что именно будет считаться причастностью к экстремистской организации, появились ко второму чтению. Признаки причастности, в том числе высказывания в поддержку организации в интернете и перечисление ей денег, также появились в этот период.
Во время обсуждения спикер Госдумы Вячеслав Володин заявил , что аналогичные законы существуют и в других странах мира. «Страны, которые думают о своём будущем, все эти решения для себя давно определили. Если мы действуем в интересах своей страны, важно оградить от таких людей власть, потому что это все может привести к плохим последствиям», — сказал он.
Соратник Алексея Навального Леонид Волков, комментируя законопроект, писал , что предложение депутатов угрожает тем, кто работал в команде Навального или делал пожертвования организациям, связанным с политиком.
Несколько депутатов на заседании во вторник
выступили
против законопроекта. Валерий Гартунг («Справедливая Россия») отметил, что поправки нарушают целый ряд статей Конституции РФ. Например, в 54-й статье говорится, что «никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением». Между тем «закон против ФБК» предполагает наказание за участие в деятельности экстремистской организации в тот момент, когда она еще не была признана экстремистской.
Гартунг также обратил внимание на то, что для лишения граждан пассивного избирательного права не предполагается в суде доказывать их участие в работе экстремистской организации. По его мнению, тем самым нарушается статья 49 Конституции РФ о презумпции невиновности.
Член фракции КПРФ Юрий Синельщиков предупредил депутатов:
«Юристы говорят, что закон будет признан неконституционным, если Конституционный суд хоть минимально проявит волю к жизни».
Возможно, в ближайшее время удастся узнать, как поведет себя Конституционный суд, пишет DW — если закон примут, Любовь Соболь уже пообещала обжаловать его в этом органе.
Паническая боязнь конкуренции. Единороссы просто взяли и приняли закон о запрете участвовать в выборах всем, кто им не нравится. Этот закон неконституционный, он убивает будущее страны. На выборах должны быть представлены все, а решать должны избиратели. https://t.co/6fL5MoWWAQ
— Соболь Любовь (@SobolLubov) May 26, 2021
Журналист Николай Сванидзе в эфире «Эха Москвы» также обратил внимание на несоответствие нового закона Конституции: «Фигня — вот, что это такое. Закон, который имеет обратную силу — это совершенно не конституционно. Не имеет никакого отношения вообще к самому понятию права».
В "закон против ФБК" внесут поправки, которые запретят баллотироваться на выборах всех уровней людям, "высказывавшимся в поддержку экстремистских организаций в интернете". Это, пожалуй, самое нелепое оформление политической диктатуры в истории.
— Kirill Martynov (@kmartynov) May 21, 2021
Недавно российские правозащитники, журналисты и общественные деятели раскритиковали новый закон. Как говорится в открытом письме, опубликованном на сайте Эха Москвы, законопроект является «юридически абсурдным» и обладает обратной силой, что противоречит Конституции.
«Все уже привыкли к вводимым в российское законодательство неопределенным, „резиновым“ формулировкам, рассчитанным на произвольное и расширительное толкование. Новый законопроект выделяется даже на этом фоне», — уверены авторы послания. Среди них — представители правозащитного центра «Мемориал» (признан в России иностранным агентом), политик Лев Шлосберг, правозащитник Лев Пономарев (признан в России «иностранным агентом»), а также ученые, преподаватели, писатели и активисты. Авторы письма призвали к открытому обсуждению законопроекта, который, по их мнению, «демонстративно подпирает основополагающие принципы Права» и ведет к прямому гражданскому противостоянию в России. Они подчеркнули, что законопроект в будущем будет использоваться, вероятно, не только против сторонников Алексея Навального, но и любого объединения, «неугодного властям или спецслужбам».
Сразу после принятия закона глава международной «Агоры» Павел Чиков провёл подробный анализ нововведений также отметив массу нарушений уже существующего законодательства, а также невнятности целого ряда положений:
«К иным лицам, причастным к деятельности, закон относит тех, в отношении которых суд установил факт предоставления денежных средств, имущественной, организационно-методической, консультативной или иной помощи. Сюда относятся все, кто жертвовал деньги ФБК и штабам Навального. Это пункт вызывает основные вопросы — отдельной процедуры признания человека причастным к экстремистской деятельности (если это не уголовное дело) в России нет. Закон ее не вводит. Участие в деятельности экстремистской организации — это преступление. Осужденных за экстремизм и раньше к выборам не допускали. Возможно, в рамках дела ФБК прокуратура представит в суд список лиц, причастных к его деятельности, и таким образом определит круг лиц, которым будет запрещено выдвигаться на выборах. Но это очень криво, поскольку у каждого из списка есть право на защиту, на участие в этом процессе и на обжалование, т.к. его/ее права напрямую затрагиваются».
«Лица, причастные к деятельности экстремистской организации по решению суда, при этом в Перечень экстремистов Росфинмониторинга не попадают, — также отмечает он, — поскольку для этого нужно быть фигурантом уголовного дела. Тем самым возникает новое понятие «недоэкстремистов» — люди сотрудничали с законной зарегистрированной организацией, ее впоследствии суд признает экстремистской, они временно поражаются в избирательных правах, но в полной мере экстремистами (с блокировкой счетов, уголовным преследованием и прочими последствиями) не становятся».
«Нет предела у беспредела, конечно», — подытоживает Чиков.
«Это показывает как власть совсем не боится сторонников Алексея Навального. Конечно, это совершенно абсурдно и незаконно», — пишет политик, эколог, экс-сотрудник ФБК Николай Ляскин.
По мнению координатора «Открытки», лидера партии «Объединённые демократы» Андрея Пивоварова, по новому закону могут посадить на шесть лет его или координаторов «прямо сейчас»:
«Специально под нас написали законопроект, ужесточающий ответственность за руководство и работу в “нежелательных” организациях. По этой выдуманной статье уже сидит в СИЗО Михаил Иосилевич, осуждены Анастасия Шевченко, Яна Антонова, Максим Верников. Антон Михальчук объявлен в федеральный розыск».
«Наше единственное оружие сейчас — это публичность, так как власти только кичатся независимостью от общественного мнения. Грязные дела удобно делать тайком, хотя очень похоже, что даже софиты стали мало кого смущать. Если общество реагирует — власть начинает взвешивать, стоит ли давить дальше», — считает он.
С жёсткой критикой закона ещё при рассмотрении во втором чтении выступил депутат от ЛДПР Сергей Иванов:
«Уважаемые коллеги, я вам хочу напомнить одну вещь — в соответствии с законом о противодействии экстремистской деятельности, к основным понятиям, коих тут 12 перечислено, относятся следующие, я зачитываю — внимательно, пожалуйста, все послушайте: нарушение, воспрепятствование осуществлению гражданами их избирательных прав и права на участие в референдуме, или нарушение тайны голосования, соединенное с насилием, либо угрозой его применения. Все, что вы сейчас делаете, все, кто сейчас голосует — как раз полностью попадают под это определение. Вы нарушаете избирательные права граждан и угрожаете насилием за то, что граждане будут добиваться осуществления своих прав, которые гарантированы им конституцией».
«Вот это все будете делать вы, и это будет уже считаться экстремистской деятельностью», — подытожил депутат.
The main news of the week in the field of law.
On December 23, 2022, the Ministry of Justice included Roskomsvoboda in the register of unregistered public associations performing the functions of a foreign agent. We disagree with this decision and are appealing it in court.