Председатель Следственного комитета России (СКР) Александр Бастрыкин уверен, что к сайтам «экстремистской» направленности необходимо ограничивать доступ во внесудебном порядке.
В интервью российским журналистам глава СКР Александр Бастрыкин предложил ввести внесудебный порядок пополнения реестра экстремистских материалов и их блокировки в интернете:
«…в целях противодействия различного рода экстремистским проявлениям, в том числе в сети Интернет, представляется целесообразным предусмотреть внесудебный (административный) порядок включения информации в федеральный список экстремистских материалов, а также блокировки доменных имен сайтов, которые распространяют данную информацию. При этом если обладатели такой информации не считают ее экстремистской, то у них есть возможность обжаловать соответствующие действия уполномоченных госорганов в суд. Считаю, что такой способ даст возможность более оперативно реагировать на пропаганду экстремизма в сети Интернет».
.
Не совсем ясно, какое именно новшество предлагает Бастрыкин, т.к. с 2014 года функционирует закон о немедленной блокировке «экстремистских» интернет-ресурсов во внесудебном порядке по требованию Генеральной прокуратуры с активным правоприменением с её стороны (известный как «закон Лугового» или «закон о политической цензуре»). Или он хочет, чтобы такие полномочия по «информационному экстремизму» и определению мыслепреступлений были не только у ГП РФ, но и СК РФ и других силовых и правоохранительных ведомств?
Напомним, Александр Бастрыкин является одним из сторонников «китайского пути» регулирования Рунета, считая, что против России идёт некая «гибридная война, развязанная США и их союзниками», для чего необходимо ограничивать работу иностранных электронных СМИ, интернет-провайдеров обязать хранить данные пользователей «в нужном объеме на тот случай, если подобные сведения будут затребованы при расследовании нарушений в сфере кибербезопасности», «расширить спектр уголовно-правовых мер по пресечению противоправных действий террористических организаций, совершаемых в сети интернет, связанных с вербовкой», «рассмотреть вопрос о признании уголовно наказуемыми деяниями обладание такими материалами, их сбор или загрузку с компьютера» и так далее. Стоит заметить, множество озвученных Бастрыкиным тезисов уже были отражены в некоторых официальных документах, в частности — в Доктрине информационной безопасности, которая стала поводом для разработки новых законов, жёстко регулирующих Рунет.
Фактом самого крупного и громкого внесения в список экстремистских материалов и, соответственно, блокировки соответствующих доменов на территории Российской Федерации не так давно стало ограничение доступа к популярному интернет-изданию националистической направленности «Спутник и погром», а также блокировка аналитического портала «Русская фабула» и ещё нескольких сайтов, на которых публиковались статьи правой и крайне правой направленности. Внесение данных ресурсов в реестр запрещенных было инициировано Генпрокуратурой России. Ограничение доступа к некоторым из перечисленных сайтов вызывает вопросы, поскольку ничего экстремистского в их статьях не содержится. К тому же сама по себе практика блокировок неугодного контента пагубна большим количеством злоупотреблений, а также никогда ещё не приносила нужных результатов — пользователи всегда находили способы обхода блокировок, и даже после принятия закона о регулировании VPN, анонимайзеров и proxy подобные лазейки останутся, а также возникнут новые — вместе с развитием современных технологий, за которыми любое репрессивное законодательство будет всегда не успевать.
Читайте также:
Генпрокуратура потребовала заблокировать «Спутник и Погром»
?
Генпрокуратура запретила аналитический портал «Русская фабула»
?
Государство, дай миллиардик! На поиск экстремизма
?
Бастрыкин утверждает, что против России идет открытая гибридная война и предложил цензурировать Рунет по примеру Китая
?
АнтиИнтернет: Путин подписал доктрину информационной безопасности России
The main news of the week in the field of law.
On December 23, 2022, the Ministry of Justice included Roskomsvoboda in the register of unregistered public associations performing the functions of a foreign agent. We disagree with this decision and are appealing it in court.